Залог успеха в логопедии - работа

В логопедической практике специалистам постоянно приходится встречаться с людьми, которых не устраивает система постоянной, довольно длительной и требующей усилий работы над собой, над своей речью. 

Операции от заикания

Всегда есть люди (сами заикающиеся или их родители), которые надеются на существование каких-то сверхсредств , позволяющих сразу и навсегда избавиться от заикания. Молодым специалистам следует иметь в виду, что в логопедических кабинетах нередко приходится слышать об этом вопросы:

А нельзя ли сделать операцию ? Мы слышали, что где-то делают операцию на языке.

Обычно с таким вопросом обращаются взрослые люди, страдающие заиканием; редко - родители заикающихся детей. Откуда в наше время почерпнуты сведения о хирургическом вмешательстве при заикании ?

А ведь действительно в прошлом на протяжении почти двух тысячелетий (с Х по XIX вв.) делались попытки лечить заикание хирургическим путем.

Особое развитие и распространенность хирургический метод получил в середине XIX в. после операций, произведенных талантливым немецким хирургом Диффенбахом. Диффенбах производил операции тремя способами: 1) горизонтально-поперечный разрез корня языка; 2) подкожно-поперечный разрез языка с сохранением слизистой плевы; 3) горизонтальный разрез основания языка с вырезанием из него поперечного кусочка.

Используется ли в наши дни хирургический метод при лечении заикания ? Нет. Существование этого метода было возможно, пока причину заикания видели в каких-то физических несовершенствах языка или в его недостаточной подвижности. Когда же утвердилось мнение, что заикание по природе своей является невротическим расстройством, хирургическое вмешательство оказалось излишним.

Отказу от этого метода способствовали также отдельные случаи смертельных исходов операций. Кстати сам Диффенбах впоследствии также отказался от хиркргического лечения заикания.

Между тем факт, что люди ради избавления от заикания шли на весьма болезненную и далеко не всегда результативную операцию, указывает, насколько сильно переживает заикающийся свой недуг.

В логопедических кабинетах весьма нередко звучат вопросы и об эффективном лекарстве, каких-то особых таблетках....

Неужели нет такого лекарства ? - недоумивают огорченные пациенты.

Как ни грустно, но таких единственных и всегда эффективных лекарств нет. 

Лекарственное лечение заикания

Кстати, лекарственное лечение заикания также относится к очень древним временам. Правда, это лечение было очень и очень своеобразным. Здесь можно встретить рекомендации употреблять персики и шалфей, отвлекющие банки и мушки, предложения следить за желудком, прикладывать к затылку сильно действующий пластырь, избегать мытья головы, язык смазывать медом и солью, применять слабительные, рвотные средства, хвойные ванны и т. д.

Надо отдать должное, лекарственные средства не являлись, как правило, исчерпывающими в лечении заикания, а лишь в той или иной степени дополняли его.

А нет ли каких-нибудь вспомогательных аппаратов, облегчающих речь заикающихся ?

В разное время делались попытки использовать для преодоления заикания и различные механические приспособления. Но механические приспособления не прижились в практике лечебно-логопедической работы с заикающимися. Однако в настоящее время мы знаем о попытках использования различных технических средств при лечении заикания.

А правда ли, что заикание можно излечить за 75 минут ? Мы читали в газете... -это тоже весьма и весьма обычный вопрос в логопедической практике.

Да было время, когда в газетах рекламировался метод одномоментного снятия заикания , предложенный К. М. Дубровским.

Как показал опыт изучения этого метода, в один момент трудно устранить все те нарушения и расстройства, которые наблюдаются обычно при заикании: речи, физического и нервного здоровья, общей и речевой моторики.

Так что же, значит, нет одномоментности ?

А между тем одномоментность все-таки существует. Но не в смысле разрешения от заикания в один момент. Одномоментность существует. Но не в смысле разрешения от заикания в один момент. Одномоментность существует в том, что заикающийся, исподволь, заранее (и не в один день) подготовленный специалистами, в какой-то один момент (кульминация лечебного воздействия) вдруг чувствует себя новым человеком, с новой речью, новыми взглядами на себя, на окружающих. Но после первого ощущения у него еще сравнительно долгое время будет длиться процесс утверждения и закрепления новых взглядов, новых навыков, новых привычек. Перед ним будет стоять задача научиться в результате специальных речевых упражнений самостоятельно и всегда пользоваться новой речью, по-новому вести себя в общении с окружающими.

Вот почему в настоящее время многие специалисты в комплексе своей лечебно-педагогической работы с заикающимися подростками и взрослыми (маленьким детям это противопоказано) используют приемы, предложенные Дубровским.

Многие заикающиеся возлагают большие надежды на применение гипноза в целях устранения заикания. В прошлом неоднократно предпринимались попытки лечить заикающихся внушением в состоянии гипнотического сна.

Как показали наблюдения ряда авторов, заикающиеся в состоянии гипнотического сна по требованию врача говорят свободно, а после пробуждения или чуть спустя речь остается по прежнему трудной. Искуственно вызванное состояние, как правило, не дает прочных результатов при лечении заикания. Это объясняется тем, что при заикании у подростков и взрослых образуются настолько стойкие неправильные условные связи, которые в свою очередь обрастают различными сопутствующими расстройствами, что угасить их при помощи одного внушения обычно не удается.

Тем не менее проведенная гипнотерапия довольно часто способствует улучшению общего самочувствия заикающихся. С ее помощью удается вызвать у заикающихся бодрое настроение, желание активно лечиться, веру в свои силы и успех лечения, устранить страх речи, уход в болезнь, подавленное настроение и пр. Поэтому как вспомогательное средство гипнотерапия в настоящее время нередко применяется врачами в комплексе лечебно-педагогического воздействия на взрослых и подростков с заиканием.

Итак, сверхсредств, позволяющих сразу и навсегда избавить всех заикающихся от их недуга нет. Есть один общий для всех путь - путь кропотливой, упорной работы над собой, над своей речью. Если на это твердо настроится, то хорошими помощниками тогда окажутся и медикаментозное лечение, и современная аппаратура, и сеанс императивного внушения в бодрствующем состоянии и гипноз.

Заикание у ребенка: Что делать?

Обучающая видеопрограмма, есть в Озоне.

2009 г., 88 мин., Россия.

Кинокомпания Пеликан Медиа

Заикание - серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеясь, что со временем, без особых усилий, все пройдет. Лечение при заикании нужно начинать немедленно, как только оно возникло - в начальной стадии. Острое заболевание лечить всегда легче, чем хроническое. И лечение обязательно должно быть комплексным.
Данный фильм послужит хорошим подспорьем для родителей по профилактике и лечению заикания у детей в домашних условиях. 

Профессиональные логопеды центра "Логопед плюс" с более чем 30-ти летним стажем работы в данной сфере делятся опытом логопедических, логоритмических, музыкальных, физкультурных занятий, направленных на развитие общей, тонкой, артикуляционной моторики, фонационного дыхания и интонационной стороны речи, а также элементам мышечного расслабления.

Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий

В логопедической практике принято оценивать эффективность преодоления заикания по следующей шкале: речь свободная, без заикания, со значительным улучшением, с незначительным улучшением и без улучшения. Речь заикающегося здесь оценивается по сравнению с ее исходным состоянием перед началом курса логопедических занятий.

Принятую оценку речи нельзя считать достаточно полной, так как она не дает объективного представления о состоянии речи ребенка к концу коррекционного курса. Например, ребенок с тяжелой формой заикания в начале занятий почти не говорил, наблюдались спазмы на каждом слове, выраженный страх речи, уход в себя и т. д., а в конце курса судороги наблюдались только в начале отдельных фраз, их сила значительно уменьшилась, ребенок стал общительнее и т. д. Таким образом, результат занятий значительный, хотя заикание при этом остается.

Такая оценка характеризует успех работы логопеда и возможности ребенка. Однако подобная оценка субъективная, так она не отражает обьективной картины состояния его речи и не определяет необходимых условий для дальнейшей работы с ним.

Возможна дополнительная оценка речи заикающегося, в которой состояние его речи после проведенного курса логопедических занятий сравнивается с правильной речью незаикающегося ребенка.

В данном случае логопед руководствуется следующими критериями:

Практически здоровая речь. Речь у ребенка на занятиях и вне их свободная. Он самостоятельно и уверенно использует приобретенные навыки правильной речи и поведения, Уловки и сопутствующие движения сняты. Ребенок уверен, что он стал говорить правильно и что при дальнейшей закрепительной работе заикание никогда к нему не вернется.

Незначительные остаточные явления заикания. Ребенок свободно говорит на логопедических занятиях. Но в сложных условиях могут наблюдаться пароксизмы заикания и уловки. Навыки правильной речи и поведения у него закреплены недостаточно прочно, несмотря на хорошую речь на логопедических занятиях. Недостатки речи ребенок не переживает или вовсе их не замечает. Он уверен, что при желании может говорить совершенно свободно.

3начительные остаточные явления заикания. Несмотря на улучшение состояния речи в результате коррекционно-педагогической работы с ребенком, у него продолжают наблюдаться пароксизмы заикания даже на логопедических занятиях. Ребенок самостоятельно не может или не хочет исправлять свои речевые запинки. Чтобы замаскировать свою неправильную речь, иногда прибегает к сопутствующим движениям и уловкам. К значительным остаточным явлениям заикания относятся также случаи, когда коррекционно-педагогическая работа с ребенком не дала видимых результатов.

Таким образом, эффективность преодоления заикания после логопедической работы должна включать две оценки, отражающих результат проведенной работы и обьективную оценку состояния речи.