Мозг, нервные клетки, и развитие речи

Моторное развитие человека

Вся деятельность человека в процессе двигательного воспитания находится в зависимости от высшей нервной деятельности и определяется как анатомическим дозреванием центрально-нервных субстратов, их миелинизацией, так и функциональным дозреванием и налаживанием работы координационных уровней.

Анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов (новейших органов моторики - пирамидной моторной системы и надстроенных над ней фронтальных систем полушарий) заканчивается к 2 - 2,5 годам.

До первого полугодия жизни ребенку присущи массовые недифференцированные движения автоматического и защитного характера. В пяти - шестимесячном возрасте наступает переломный момент в моторике грудного ребенка: наблюдается переход от синкинезий к синнергиям (синкинезии - одновременные движения, лишенные смысловой связи, у взрослых всегда патологические; синергии - содружественные движения или их компоненты, направленные на совместное разрешение определенной двигательной задачи). К семи месяцам ребенок приобретает позу.

Второе полугодие является периодом подготовки к ходьбе и бегу. Целиком комплект динамических волн ходьбы заполняется только к пяти годам. Дети двух лет производят впечатление увальней, дети трех - семи лет отличаются подвижностью, грациозностью и двигательным богатством, которое проявляется в выразительной, изобразительной и обиходной моторике. В силу недоразвития корковых механизмов дети в этом возрасте испытывают трудности при выполнении точных движений.

Между семи и десяти годами, в связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов у детей совершенствуется координация движений и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. К одиннадцати годам несколько уменьшается богатство движений, но совершенствуются мелкие, точные движения.

Оформление моторного динамического стереотипа завершается только после полового созревания, т. е. намного позже, чем заканчивается анатомическое формирование центральной нервной системы.

Таким образом, сущность развития моторики в онтогенезе заключается не в биологически обусловленном дозревании морфологических субстратов, а в накоплении на основе этих субстратов и с их помощью индивидуального опыта человека. В течение всей жизни индивид продолжает пополнять этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координационные комбинации.

Нервные клетки

В коре мозга человека - 17 миллиардов нервных клеток (у человекообразных обезьян их не более 3 - 5 миллиардов). Клетки погружены в так называемую нейроглию - ткань, которая обеспечивает жизнедеятельность нервных клеток.

Нервные клетки - самые драгоценные элементы организма. Ко времени рождения ребенка их размножение заканчивается и далее, на протяжении всей жизни человека, не прибавляется ни одной клетки. В случае гибели нервных клеток они не восстанавливаются и не замещаются.

В коре больших полушарий выделяется шесть слоев, каждый слой имеет свое особое клеточное строение. Клетки связаны друг с другом отростками, кроме того вся кора пронизана сетью нервных волокон. В разных отделах мозга строение коры сильно отличается по характеру нервных клеток, толщине слоев и их распределению - это зависит от того, какую работу выполняет тот или другой участок коры.

Эксперименты над животными и наблюдения за больными людьми позволили обнаружить в мозговой коре ряд зон, или областей, от которых зависит восприятие внешнего мира и регуляция деятельности организма. К важнейшим из них относятся чувствительно - двигательная, зрительная, слуховая и обонятельная зоны.

Чувствительно - двигательная зона расположена в извилинах впереди и позади центральной борозды. Сюда по центростремительным нервам и восходящим путям спинного и головного мозга поступает возбуждение, возникающее в рецепторах кожи, мышц, суставных сумок. Отсюда возбуждение передается по нисходящим путям мозга и центробежным нервам в мышцы, вызывая или прекращая их деятельность, ослабляя или усиливая ее. Эта зона коры является высшим центром согласования всех движений.

Зрительная зона расположена в коре затылочных долей и является местом, куда проводится возбуждение от рецепторов глаза. Ее деятельность связана с возникновением зрительных ощущений.

Слуховая зона находится в коре наружной поверхности височных долей. Сюда поступает возбуждение от слуховых рецептов. Оно является причиной звуковых ощущений.

Обонятельная зона лежит на внутренней поверхности височных долей. Она связана с рецепторами носовой полости.

Особенности строения мозга человека

И. П. Павлов называл мозг органом приспособления к окружающей среде. Это очень точное определение. Есть органы, которые удовлетворяют нужды самого организма: легкие обеспечивают газообмен, желудок и кишечник переваривают пищу, почки осуществляют выделительную функцию и т. д. Мозг же обеспечивает связь организма с окружающим его внешним миром, дает возможность приспособиться к условиям среды. Поэтому мозг с полным основанием можно назвать органом приспособления.

Чем проще строение мозга, тем примитивнее форма приспособления этого животного к окружающей среде. Напротив, чем сложнее мозг, тем совершеннее и тоньше будут механизмы приспособления, которые он создает.

Усложнение в строении головного мозга выражается в увеличении его массы относительно массы тела (у человека вес мозга составляет 1/46 - 1/50 часть веса тела, а у человекообразных обезьян - только 1/200 часть), в большем развитии полушарий мозга, особенно лобных отделов (у человека лобные доли занимают 25 % площади больших полушарий, а у обезьян - в среднем 10 %), в появлении новых областей - речевых. Значительно увеличилась и поверхность мозга. Она собирается в складки и образует многочисленные борозды и извилины.

Ребенок родится с очень незрелым мозгом, который растет и развивается на протяжении многих лет. У новорожденного вес мозга составляет 350 - 400 граммов, но уже к году он утраивается, а к шестилетнему возрасту близок к весу мозга взрослого человека.

Головной мозг человека по своему внешнему миру напоминает гриб: "корень" - это так называемый ствол мозга, в его состав входят продолговатый мозг, варолиев мост и зрительные бугры; "шляпку" гриба образуют большие полушария - правое и левое. К ним прилегает малый мозг, или мозжечок.

Особый интерес имеет развитие больших полушарий, так как в них совершается работа сознания, возникают мысли, чувства человека.

Продолговатый мозг и мозжечок

Участок головного мозга, который представляет собой непосредственное продолжение спинного, называется продолговатым мозгом. Он хорошо виден на нижней поверхности головного мозга, а также если разрезать весь головной мозг в продольном направлении на две равные части. Впереди продолговатого мозга в виде поперечного вала расположен Варолиев мост. С продолговатым мозгом и мостом связана большая часть нервов головного мозга. Сюда идут центростремительные импульсы от органов слуха, кожи головы, слизистой оболочки полости рта. Через блуждающий нерв продолговатый мозг связан с органами кровообращения, пищеварения, дыхания. Следовательно, его деятельность имеет непосредственное отношение к важнейшим жизненным отправлениям: здесь находятся центры дыхательной, сердечно - сосудистой системы, мимических мышц лица, жевания, глотания, рвоты, кашля, слюноотделения и многие другие.

Позади продолговатого мозга и Варолиева моста расположен мозжечок. Поверхность мозжечка испещрена многотысячными бороздками, состоит из серого вещества. Сюда направляются импульсы с периферии, в частности, от всех мышц тела, а также из коры больших полушарий и других отделов мозга. Мозжечок принимает участие в координации движений. Нарушение этой функции наблюдается при некоторых заболеваниях, а также при опьянении. Небольшой участок мозга, расположенный над Варолиевым мостом, называется средним мозгом. Здесь находится скопление нервных клеток, или ядра, принимающие участие в регуляции мышечного тонуса.

Специализация полушарий головного мозга

Головной мозг человека (как и мозг животного) состоит из двух симметричных половин - правого и левого полушарий. У животного оба полушария выполняют одну и ту же работу. У человека же в процессе его исторического и общественного развития полушария мозга получили разные "специальности", т. е. происходит разделение функций между левым и правым полушарием. На долю левого полушария выпадают такие важные функции, как речь, письмо, счет, сложные формы аналитической деятельности (логическая, математическая), на долю правого - конкретно - образная деятельность (распознавание предметов внешнего мира по зрительному образу, звукам, сложным геометрическим и цветовой характеристике). Многие факты, полученные в области изучения межполушарных отношений советскими учеными (В. М. Мосидзе, Е. П. Кок, В. М. Деглиным, Л. Я. Балоновым, С. В. Бабенковой и др.) а также американскими исследователями (Р. Сперри, Дж. Богеном и М. Газзанигой, Б. Милнер и т. д.), позволили сделать вывод о том, что каждое полушарие представляет собой целостную систему, которая обслуживает определенный вид мышления - образный (правое полушарие) или отвлеченный словесный (левое полушарие). Левое полушарие называют преобладающим, или доминантным.

У здорового, нормального человека оба полушария работают согласованно. Согласованная деятельность обоих полушарий делает возможным объединение физиологических механизмов образного и отвлеченного мышления. Если взять, например, речевую функцию, то можно видеть, что совместная работа правого и левого полушарий позволяет нам одновременно и воспринимать смысловое содержание слышимых слов, и различать, кто говорит - мужчина или женщина, знакомый или незнакомый человек, с какой интонацией и т. д. В осуществлении движения конечностями также участвуют оба полушария, при этом в "ведении" левого полушария находятся правые рука и нога, а в "ведении" правого - левые рука и нога. Это связано с тем, что моторные нервы, идущие от головного мозга, в спинном мозге перекрещиваются (см. рис.).

У подавляющего большинства людей (95 %) вследствие доминирования левого полушария преобладающей, или ведущей, более активной является правая рука. Поэтому работать, писать и есть с помощью правой руки привычно считается единственно нормальным. Однако у некоторых людей в процессе развития головного мозга логико-аналитические функции сосредоточиваются в правом полушарии, а конкретно-образные - в левом. В этом случае доминирующим становится правое полушарие и, следовательно, преобладающей - левая рука. Никто пока не может объяснить, почему часть людей правши, а часть - левши и почему праворуких людей значительно больше, чем леворуких, но ясно одно: леворукость - не порок и не дефект. Оба варианта развития нормальны.

Исследования, которые проводились в этом направлении, свидетельствуют о том, что тенденция пользоваться преимущественно правой или левой рукой отмечается только у людей. Животные примерно с одинаковой частотой пользуются обеими лапами.

Очень интересные данные о развитии праворукости у людей собраны археологами. Изучение орудий труда и оружия каменного века обнаружило среди них равное количество приспособленных для правой и левой рук. Две трети предметов обихода и орудий более позднего, бронзового века уже оказываются приспособленными для правой руки. Многие ученые объясняют развитие праворукости нуждами военной деятельности - левой рукой они прикрывали с помощью щита сердце, а правой наносили удар.

Все эти факты получены в исследованиях на взрослых людях. А как же обстоит дело у детей? Представляет собой "межполушарная специализация" врожденное явление или она вырабатывается?

Когда ребенок родится, у него не удается обнаружить различий ни в строении, ни в деятельности правого и левого полушарий. В их симметричных точках имеется идентичная по характеру нервных клеток и степени их развития мозговая ткань. На втором году жизни ребенка начинают выявляться некоторые различия - формируются речевые области в левом полушарии и их развитие к двухлетнему возрасту достигает высокой степени. По мнению некоторых морфологов (например, Е. П. Кононовой), развитие речевых областей к этому сроку можно считать в основном законченным. К двухлетнему же возрасту выявляются и функциональные различия между полушариями.

Таким образом, "специализация" полушарий - явление не врожденное, а вырабатываемое.

Рекомендуем книгу:

"Калейдоскоп знаний. Тело человека"

Издательство "Лабиринт Пресс" представляет большую серию замечательных энциклопедий "Калейдоскоп знаний", рассчитанную на детей 9-12 лет. 

Среди них - и эта замечательная книга о теле человека.

Это целая библиотека для маленького ученого! В наших энциклопедиях просто и понятно рассказывается о жизни животных, чудесах света, природных явлениях, машинах и механизмах, человеке, открытиях и изобретениях. Книги прекрасно иллюстрированы, а количество фотографий поражает воображение, поэтому новую серию интересно не только читать, но и разглядывать, погружаясь в мир науки, искусства и техники. Полиграфическое оформление выполнено в лучших традициях издательства "Лабиринт Пресс" - яркая суперобложка, белая мелованная глянцевая бумага, твердый переплет.

Удивительное о простом и просто об удивительном.

Переводчик: Ульяна Сапцина.