22. Культура и быт

Главным содержанием реформ было становление и развитие культуры и просвещения, «европеизация» в быту и направлении развития культуры.

Первая светская школа была открыта в 1701 году в московской Сухаревой башне «Школа математицких и навигацких наук», послужившая основой для Морской академии в Петербурге. В след за ней создаются медицинские, инженерные, кораблестроительные, горные, штурманские, ремесленные школыю Возникновение светской школы требовало создания новых учебников. Огромное значение имело создание в 1703 году «Арифметики сиречь науки числительной» Л. Магницкого, являвшейся учебником по всем разделам математики и подлинной математической энциклопедиейтого времени. Первоначально, когла необходимость в специалистах была особенно велика, правительство допускало в школы детей податных сословий, но уже в конце XVII века школы приобретают характер сословных дворянских учебных заведений. Рядом с ними вырастает система духовных семинарий.

Для печатанья светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатанья сопровождалось началом организованной книготорговли, созданием в 1714 году государственной библиотеки, легшей в основу библиотеки Академии наук, появлением крупных библиотек у многих аристократов. С 1703 года систематически выходила первая русская газета «Ведомости», публиковавшая информацию о международной, внутренней и культурной жизни того времени, ходе военных действий.

Во время царствования Петра организовывается ряд крупных экспедиций, самой значительной из которых была экспедиция Беринга. Составление русскими топографами карт Каспийского моря, Курильских островов и подготовка первого Географического атласа России - всё это должно было способствовать освоению территории и недр страны.

Созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, естественно-научных коллекций и т. д. Это было началом музейного дела в России.

Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения была подготовка к открытию Академии наук в Петербурге. Поскольку в стране отсутствовала система общеобразовательной школы, то её составной частью являлись академический университет и гимназия. Открытие академии, большинство членов которой составляли приглашённые в Росию иностранные учёные, состоялось в самом конце 1725 года.

Искусство. С первой четверти XVIII века осуществляется переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города определяет уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии. Наиболее ярко эти черты выступают в Петербурге, так как крупное строительство в других городах было на время запрещено. В живописи на смену иконописи приходит портрет. К тому же времени относятся попытки создания русского татра, однако прфессиональные «комедиальные храмины» в Москве и Петербурге просуществовали недолго. Прочнее вошли в жизнь торжествнные праздники с иллюминациями, исполнением кантат, строительством триумфальных арок. В это время были написаны первые драматургические произведения: трагикомедия Прокоповича «Владимир», «Слава Российская» Ф. Жуковского и т. д.

Изменения в быту

Старая привычная долглполая одежда с длинными рукавами была запрещена и заменена новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Большое сопротивление и недовольства вызвало запрещение носить бороды. Особенно недовольны этим были податные сословия, но введение особого «бородового налога» и обязательное ношение медного знака об его уплате, хотя и не сократило недовольства, но резко уменьшило число сохранявших бороду.

Учреждение ансамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе», и разговора на иностранном, преимущественно французском языке.

Изменения в быту и культуре имели огромное прогрессивное значение. Но они ещё более подчеркнули выделение дворянства в привилегированное благородное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привелегий и сопровождались широким распространением галломаний и презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.