Правовое положение Антарктики во времена СССР

Проблема установления правового режима Антарктики возникла в начале 20 в. в связи с расширением исследований и усилением интереса к её практическому освоению и, прежде всего, к использованию её природных ресурсов. Капиталистические государства неоднократно предпринимали попытки решить эту проблему в одностороннем порядке. В различное время Англия, Новая Зеландия, Австралия, Франция, Норвегия, Чили и Аргентина заявили о распространении своего суверенитета на отдельные части — сектора — Антарктика, однако это не получило международного признания, вызвало споры и столкновения между государствами, претендующими на одни и те же районы Антарктика (в частности, споры между Англией, Чили и Аргентиной).

СССР всегда считал, что правовой режим Антарктики должен быть определён на основе соглашения между заинтересованными государствами с учётом их законных прав и интересов. В ноте Норвегии от 27 января 1939 СССР зарезервировал свою позицию относительно государственной принадлежности земель, открытых и исследованных русскими мореплавателями и учёными в начале 19 в. Свою точку зрения относительно государственной принадлежности земель в Антарктика зарезервировали также правительства США (в 1939) и Японии (в 1940).

Вместе с тем США стремились разрешить проблему режима Антарктики сепаратным путём, рассчитывая установить свою гегемонию над всей Антарктика В августе 1948 США начали неофициальные переговоры со странами, выдвинувшими территориальные претензии в Антарктика, однако это встретило отрицательное отношение со стороны Норвегии, Чили и Аргентины. Правительство СССР в меморандуме от 7 июня 1950 заявило участникам указанных сепаратных переговоров о том, что оно не может признать законным любое решение о режиме Антарктика, которое будет принято без участия СССР, и предложило обсудить этот вопрос в международном порядке. Эта позиция получила поддержку всех заинтересованных государств. 15 октября 1959 в Вашингтоне была созвана конференция по Антарктика, в работе которой приняли участие СССР, США, Англия, Франция, Бельгия, Норвегия, ЮАР, Аргентина, Чили и Япония. Конференция выработала и одобрила 1 декабря 1959 Договор об Антарктика, который и определяет её современный международный правовой режим.

Договор 1959 устанавливает, что Антарктика может быть использована только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера (например, создание военных баз и укреплений, проведение военных манёвров, испытание любых видов оружия). Вся территория Антарктика составляет нейтрализованную и демилитаризованную зону, в пределах которой запрещена любая деятельность в военных целях как в мирное, так и в военное время. Договор провозглашает принцип свободы научных исследований в Антарктика (ст. II). Для содействия международному сотрудничеству в научных исследованиях участники договора согласились производить обмен информацией относительно планов научных работ в Антарктика научным персоналом между экспедициями и станциями, а также обмен данными и результатами научных наблюдений (ст. III).

Участие в договоре не означает ни отказа от ранее заявленных претензий на территориальный суверенитет в Антарктика, ни признания этих претензий со стороны тех договаривающихся сторон, которые не признали этих претензий ранее (ст. IV). В договоре предусматривается, что никакая новая претензия или расширение существующих претензий на территориальный суверенитет в Антарктика не могут быть заявлены до тех пор, пока договор находится в силе.

Важное значение имеют постановления договора, касающиеся контроля за его соблюдением. Согласно ст. VII, все районы Антарктика, включая все станции, установки и оборудование в этих районах, а также все морские и воздушные суда в пунктах разгрузки или погрузки грузов и персонала, должны быть открыты в любое время для инспекции любыми наблюдателями, назначаемыми с соблюдением постановлений договора (наблюдатели должны быть гражданами той договаривающейся стороны, которая их назначает).