Охрана атмосферного воздуха

Задачи по охране атмосферного воздуха и мероприятия по предупреждению и устранению причин загрязнения и других вредных воздействий на него, а также по улучшению состояния атмосферы предусматриваются в соответствующих планах.

Проекты планов, разрабатываемые министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, согласовываются с органами, осуществляемыми государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в порядке, установленном законодательством. В плановых заданиях предусматриваются снижение загрязнения атмосферы за счет строительства и ремонта очистных сооружений и совершенствования технологических процессов.

В целях оценки состояния атмосферного воздуха Минздравом РФ установлены нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе [подробнее о ПДК упоминалось в п. 2.4.] и уровни вредных физических воздействий на него. Эти нормативы отвечают интересам охраны здоровья людей и окружающей среды, являются едиными для всей территории Российской Федерации; в необходи-мых случаях устанавливаются более строгие нормативы для отдель-ных районов.

В целях охраны атмосферного воздуха устанавливаются норма-тивы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ) стационарными и передвижными источниками загрязнения, а также нормативы предельно допустимых вредных физических воздействий в РФ, утверждаемые органами Комитета по гидрометеоро-логии и мониторингу окружающей среды РФ и Минздрава РФ по каждому стационарному источнику и по каждой модели транспорт-ных и иных передвижных средств и установок. При этом должно вы-полняться условие, что выбросы загрязняющих веществ и вредные физические воздействия от данного источника и от совокупности источников города или другого населенного пункта, с учетом пер-спективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не создадут приземную концентра-цию, превышающую их предельно допустимую концентрацию (ПДК) для населения, растительного и животного мира. При уста-новлении ПДВ учитывают перспективу развития предприятия, фи-зико-географические и климатические условия местности, располо-жение промышленных площадок и установок существующей и намеченной жилой застройки, санаториев, зон отдыха и т.д. Важное значение в решении проблемы охраны атмосферного воздуха имеют ГОСТ 17.2.3.02-78 «Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями», введенный в действие с 1 января 1980 г., и постановление Совета Министров СССР от 16 декабря 1981 г. «О нормативах предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и вредных физичес-ких воздействий на нее».

В том случае, когда по объективным причинам установление ПДВ для данного населенного пункта невозможно, предусматрива-ются временно согласованные нормативы выбросов (ВСВ).

В данном случае используется принцип поэтапного снижения объемов выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ. На период реализации мероприятий, обеспечивающих соблюдение норма-тивов ПДВ, предприятия имеющие стационарные источники загряз-нения, должны разработать, согласовать с местной администрацией и представить на утверждение в соответствующие органы проекты нормативов ВСВ и планы поэтапного снижения этих выбросов по установленным нормативам.

Выброс загрязняющих веществ стационарными источниками за-грязнения допускается лишь на основании разрешения, выдаваемо-го на основе утвержденных нормативов ПДВ и ВСВ.

Выброс загрязняющих веществ стационарным источником за-грязнения допускается в каждом случае на основании разрешения, выдаваемого на основе утвержденных нормативов ПДВ и ВСВ и за-ключения указанных органов. В разрешении предусматриваются нормативы ПДВ, а также условия и требования по охране атмосфер-ного воздуха, которые должны выполняться предприятиями, учреж-дениями и организациями, деятельность которых связана с выброса-ми загрязняющих веществ в атмосферу. В случае их нарушения при возникновении угрозы населению выброс загрязняющих веществ должен быть ограничен, приостановлен или запрещен по решению органов Комитета по гидрометеорологии и мониторингу окружаю-щей среды РФ или санитарного надзора Минздрава РФ. Особый по-рядок выбросов установлен при аварийных ситуациях и в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями.

При проектировании и эксплуатации транспортных и иных пере-движных средств и установок (ст. 11 Закона) должны разрабаты-ваться и осуществляться мероприятия по предотвращению и сокра-щению выбросов загрязняющих веществ, а их количество не должно превышать нормативы ПДВ. Производство и эксплуатация таких средств и установок не допускаются, если в их выбросах содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы.

Руководят работами по нормированию ПДВ по городу, району, промышленной зоне местная администрация, ее исполнительные комитеты совместно с органами Госгидромета РФ и с участием соот-ветствующих министерств и ведомств.

Охрана атмосферного, воздуха от вредных воздействий должна осуществляться при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и иных объектов, влияющих на состояние атмосферно-го воздуха, при размещении и развитии городов и других населен-ных пунктов, внедрении открытий, изобретений, новых технических систем.

Для планирования и осуществления мероприятий по охране ат-мосферного воздуха, разработки предельно допустимых воздейст-вий, контроля и прогноза состояния и изменениям атмосферы про-изводится государственный учет объектов, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, видов и количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, а также видов и размеров вредных физических воздействий на нее (ст. 22 Закона).

Государственный учет осуществляется за счет государства по единой для Российской Федерации системе соответствующими ор-ганами: министерствами, ведомствами, предприятиями и организа-циями (Положение о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух от 12 августа 1982 г.).

Для охраны атмосферного воздуха необходим целый комплекс мер по охране воздуха в целом. Наиболее эффективными мерами следует признать установку газопылеулавливающих, газоочистных сооружений, внедрение в производство безотходной технологии, пе-ревод железнодорожного транспорта на электронику и т.д Постановление Правительства РФ от 24.05.95 «О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой»// Российская газета. 1995. 6 июня..

Очистные установки, задерживающие примеси промышленных выбросов, различны: это пылеуловители, электрические и механиче-ские фильтры, конденсирующие и ультразвуковые установки. Должны широко применяться химические нейтрализаторы, газоот-сосы, влажные и электрические фильтры и т.д. Эти методы и средст-ва должны постоянно совершенствоваться. Хотя стоят они весьма дорого, однако затраты в данном случае оправдывают цель. Необхо-дим также самый тщательный и постоянный контроль за работаю-щими атомными станциями.

В 1982 г. в РФ был принят Закон об охране атмосферного возду-ха. Задачей Закона является регулирование общественных отноше-ний в этой области, улучшение состояния атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, био-логических и иных воздействий, вызывающих неблагоприятные по-следствия для населения, растительного и животного мира.

В законе установлены основания для ответственности за наруше-ния законодательства об охране атмосферного воздуха. За эти нару-шения предусмотрена административная, и уголовная ответствен-ность. Предусмотрена и материальная ответственность для должностных лиц и других работников в случае возмещения причи-ненного вреда.

При проектировании и эксплуатации транспортных и иных пере-движных установок должны разрабатываться и осуществляться ме-роприятия по предотвращению и сокращению выбросов загрязняю-щих веществ, а их количество не должно превышать нормативы ПДВ.

Охрана атмосферного воздуха от вредных воздействий долж-на осуществляться при размещении, проектировании, строительст-ве и вводе в эксплуатацию новых предприятий, внедрении но-вых технологий и др. Потребление атмосферного воздуха для производственных нужд должно осуществляться в минимальных количествах.

Для осуществления и планирования мероприятий по охране ат-мосферного воздуха, разработки предельно допустимых воздейст-вий и других целей производится государственный учет объектов, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, видов и количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу и др.

Государственный учет осуществляется за счет государства, по единой для Российской Федерации системе, соответствующими ор-ганами: министерствами, ведомствами, предприятиями и организа-циями (Положение о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух от 12 августа 1982 г.).