История достижения географических полюсов

Попытки достичь Северного полюса неразрывно связаны с историей изучения и освоения Арктики. Во 2-й половине 19 в. к достижению Северного полюса стремились англичанин Г. Гудзон в 1607 (80°23’ с. ш.), русский мореплаватель В. Я. Чичагов в 1766 (80°30' с. ш.), англичане К. Фипс в 1773 (80°48’ с. ш.) и У. Парри в 1827 (82°45’ с. ш.), американец Дж. Локвуд в 1882 (83°24’ с. ш.) и др. В 1895 норвежский полярный путешественник Ф. Нансен в сопровождении Ф. Иогансена на лыжах и с собачьими упряжками прошёл с дрейфовавшего во льдах Арктического бассейна судна «Фрам» до 86°14’ с. ш. Весной 1900 итальянец У. Каньи, также пользовавшийся собачьими упряжками, достиг 86°34’ с. ш. В сентябре 1909 американец Ф. Кук объявил, что он достиг района Северного полюса (примерно 88° с. ш.) 21 апреля 1908, но не представил никаких доказательств. Принято считать поэтому, что первым достиг Северного полюса (89°55’ с. ш., по оптимальным расчётам американских экспертов) 6 апреля 1909 на собачьих упряжках американец Р. Пири.

Совершенно новые возможности в достижении Северного полюса открылись с развитием воздухоплавания и авиации. Первая попытка проникнуть в район Северного полюса на воздушном шаре принадлежит шведу С. Андре (июль 1897). Она окончилась трагично. В 1926 над Северным полюсом пролетели без посадки самолёт под управлением Р. Бэрда (США) и дирижабль «Норвегия» под руководством Р. Амундсена (Норвегия), в 1928 — дирижабль «Италия» под руководством У. Нобиле (Италия). Все эти полёты носили рекогносцировочный характер. Начало нового периода исследования Арктического бассейна и района Северного полюса было положено весной 1937, когда советская высокоширотная воздушная экспедиция под руководством О. Ю. Шмидта на 4 тяжёлых транспортных самолётах впервые в истории совершила посадку на дрейфующие льды в районе Северного полюса и основала дрейфующую станцию «Северный полюс» («СП-1») в составе И. Д. Папанина, Э. Т. Кренкеля, Е. К. Федорова и П. П. Ширшова. В том же году были осуществлены беспосадочные перелёты Москва — США через Северный полюс экипажей в составе В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова, А. В. Белякова, а затем М. М. Громова, А. Б. Юмашева, С. А. Данилина. С 1945 советские и американские самолёты для изучения льдов неоднократно летали на Северный полюс и совершали посадки на дрейфующие льды.

В 1958 впервые под льдами Северного полюса прошли американские подводные атомные лодки «Наутилус» (следовавшая из Берингова пролива в Гренландское море) и «Скат» (прошла из Гренландского моря до Северного полюса и вернулась обратно). В 1962 советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила поход к Северному полюсу, в 1963 — вторая советская атомная подводная лодка, экипаж которой высадился на лёд и водрузил там Государственный флаг СССР и флаг ВМС СССР.

В 1968 американо-канадская экспедиция в составе 6 человек во главе с Р. Плейстедом на малогабаритных моторных санях от Канадского Арктического архипелага за 44 дня достигла Северного полюса. В 1968—1969 четверо англичан во главе с У. Хербертом пересекли на собачьих упряжках Арктический бассейн от Аляски (мыс Барроу) до Шпицбергена через Северный полюс (были там 5 апреля 1969).