Чарльз Беритц против Ларри Кьюша

Версия №1. Согласно этой версии, история выглядит примерно следующим образом. На 5 декабря 1945 года был запланирован учебный полет с авиабазы военно-морских сил в Форт-Лодердейле (Флорида) на восток, затем самолеты должны были повернуть на север, а после этого вернуться на базу. В 14 часов 10 мин самолеты поднялись в воздух и отправились в полет, который должен был продлиться два часа. Обычно экипаж "Эвенджера" состоял из трех человек, но один из штурманов в тот день остался на базе. Все приборы были в безукоризненном состоянии, погода была прекрасная. В 15 часов 45 минут, когда, по идее, самолеты должны были быть уже совсем недалеко от базы, диспетчеру поступило сообщение, что положение "Эвенджеров" аварийное.

Командир звена лейтенант Тейлор сообщил, что летчики не видят землю и невозможно сообщить координаты, так как эскадрилья заблудилась. С командного пункта приказали следовать на запад, однако Тейлор ответил, что происходит что-то странное, авиаторы не в состоянии понять, где запад, приборы не работают, и даже "океан выглядит не так, как обычно". На базе недоумевали, почему опытные летчики не могут сориентироваться по солнцу. В 16 часов 25 минут новый, назначенный Тейлором, командир попытался сообщить на базу предположения относительно местонахождения звена, но связь окончательно прервалась. Ему или кому-то другому из летчиков даже приписываются слова: "Они похожи на пришельцев из космоса", - якобы произнесенные напоследок. На поиски пропавших был отправлен поисковый самолет "Мартин Маринер", оснащенный всеми техническими средствами для приводнения в самую плохую погоду, но он также бесследно исчез.

Версия №2. Книга Кьюша, основанная на отчете комиссии, существенно дополняет и очень сильно видоизменяет эту историю. Например, известно, что погода в тот день была далеко не так хороша, и на море наблюдались большие волны. Опытным летчиком в звене был только Тейлор, все остальные - курсанты. Кроме того, сам Тейлор очень просил не отправлять его в полет 5 декабря, так что, вероятно, был не в форме. Наконец, никто из пилотов не говорил ни о пришельцах, ни о странном виде океана. Из таких вот разночтений складывается совсем другая история.

Известно, что летчикам нужно было лететь 90 километров на восток к Хенс и Чикен Шоулз и там провести учебный сброс бомб. Когда они выполнили задание, поступило распоряжение пролететь еще примерно 109 километров на восток, потом повернуть на север и пролететь еще 118 километров, потом развернуться и лететь наконец на базу - это еще 193 километра. Через полтора часа после начала полета лейтенант Роберт Кокс принял радиосообщение от Тейлора. Тот сообщил, что его компасы не работают, но ему кажется, что он находится где-то над цепью островов Флорида-Киз, которые располагаются к югу от материковой Флориды. Кокс отдал приказ лететь на север, в сторону Майами, в случае если Тэйлор уверен, что его самолет находится именно там. Современные самолеты оснащены системой электронных приборов, которые помогают им ориентироваться по спутниковым системам навигации (GPS), и пилоту невозможно потеряться, но в 1945 году пилотам, летающим над океаном, надо было точно знать, откуда они вылетели, сколько летели по времени, с какой скоростью и в каком направлении.

Если авиатор ошибался хотя бы с одним из этих показателей, он легко мог заблудиться. Судя по всему, Тейлор в какой-то момент растерялся и подумал, что полет начался в неправильном направлении, и направился к югу, к островам Флорида-Киз. Затем Тейлор двинулся на восток. Чем дальше он летел в этом направлении, тем дальше в океане оказывались "Эвенджеры". Во время полета на берегу слышали часть переговоров пилотов, которые пытались заставить Тейлора изменить курс. "Если бы мы просто летели на запад, - говорил один курсант другому, - мы бы попали домой". В 16 часов 45 минут в аэропорту поняли, что Тейлор безнадежно заблудился.

Ему приказали передать управление полетом одному из курсантов, но он не сделал этого. С наступлением темноты связь становилась хуже. Из нескольких слов, услышанных в аэропорту, было ясно, что Тэйлор все еще летел в северо-восточном направлении, а не на запад. В 17 часов 50 минут на берегу засекли слабеющий сигнал Тейлора. Он находился к востоку от Нью-Смирна-Бич, Флорида. Но средства связи были столь ненадежны, что "Эвенджерам" нельзя было передать эту информацию. На поиски эскадрильи вылетели два самолета "Мартин Маринер". Один из них вернулся на базу, а второй взорвался через несколько минут после отлета, а не пропал без вести. Дело в том, что у самолетов "Мартин Маринер" была репутация "летающих бомб" из-за особой конструкции топливного бака. Предполагается, что небольшую утечку топлива просто не заметили и самолет взорвался. Экспедиция обнаружила на месте взрыва несколько деталей от поискового самолета, но собрать их не смогла из-за плохой погоды. Никаких следов "Эвенджеров" тогда не нашли, но этому тоже есть разумное объяснение. Как отметил один из коллег Тэйлора, "Эвенджеры" весили 14 000 фунтов (6350 килограммов) без снаряжения и людей. Так что, когда их накрыла волна, они сразу ушли ко дну. В качестве причины катастрофы комиссия в своем отчете указала растерянность Тейлора, однако мать пилота заставила исправить это место в документах и указать, что "причины неизвестны".
Исчезли так загадочно, как будто улетели на Марс

Слова, приписываемые одному из членов комиссии по расследованию иссчезновения "Эвенджеров"

Тем не менее полностью разгаданной эту загадку считать нельзя. Интересно, что в 1991 году в 600 футах от берега Флориды водолазы-кладоискатели вроде бы обнаружили пять "Эвенджеров". Но специалисты пришли к выводу, что это не 19-ое звено. Кроме того, сообщалось, что в 1987 году один из "Эвенджеров" был найден на шельфовом дне Мексиканского залива. Впрочем, никаких доказательств того, что это самолет из 19 звена, представлено не было, а возможность преодолеть за такой короткий срок столь огромное расстояние, пытались объяснить особыми свойствами водных вихрей. Якобы по теории профессора Николая Козырева все движущиеся по окружности тела оказывают сильное влияние на ход времени.