Образовательный центр казачьих кадетов – важнейший компонент модели гражданско-патриотического воспитания КГОУ НПО «ПУ № 4» г. Бийска Алтайского края

В.Г. Визер, директор КГОУ НПО «ПУ № 4» г. Бийска Алтайского края, Заслуженный учитель РФ, к.п.н., доцент

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились положение подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций, средств массовой информации, силовых структур. Социально-экономические инновации периода становления российской государственности вызвали определенное социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. За два десятилетия развала идей государственности и патриотизма Россия получила печальные последствия: снижение авторитета армии в глазах молодежи, уклонение юношей от службы в армии, ухудшение здоровья допризывников, рост уровня преступности и наркомании среди молодежи и т.д. А между тем, укрепление обороноспособности, конкурентоспособности – часть государственной политики.

В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни. Все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие компоненты. Благодаря реализации Государственных программ - «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» - в регионах возрастает число детско-юношеских движений, центров, клубов и объединений военно-патриотической направленности: юных патриотов, моряков, десантников, пограничников, спасателей, казаков и т.п.

19 апреля 2002 г. подписан договор о сотрудничестве в области образовательной и военно-патриотической деятельности между Алтайским Отдельским казачьим обществом, Алтайской краевой казачьей общиной и ПУ-4 г. Бийска об открытии краевого образовательного центра казачьих кадетов.

Открытие казачьего центра продиктовано рядом причин: историческое прошлое г. Бийска, связанное с казачеством; принятие правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»; наличие в ПУ-4 большого опыта по военно-патриотическому воспитанию молодежи.

В результате обобщения многолетнего опыта эффективной работы в этом направлении создана уникальная модель военно-патриотического воспитания в КГОУ НПО «ПУ № 4».

Реализация модели имеет своих последователей: учащихся и педагогов в 10 филиалах Центра казачьих кадетов в Сибирском регионе.

Цель Центра казачьих кадетов: формирование физически, психически и нравственно здорового гражданина и объединение людей, относящих себя к казакам, и желающих приобщиться к традициям, обычаям и культуре казачества.

Задачи: организация работы центра казачества по типу жизнедеятельности казачьей станицы; формирование у казачьих кадетов потребности и умения выстраивать траекторию жизнедеятельности на основе православных традиций казачества; возрождение, сохранение и преумножение традиционной казачьей культуры; разработка нормативно-правовой и концептуальной базы военно-патриотического центра казачьих кадетов;

организация военно-патриотической и спортивной работы с казачьими кадетами, подготовка их к службе в Российской Армии, повышение престижности военной службы; развитие производственной деятельности по выпуску элементов оснащения, оборудования и атрибутов казачества; объединение общественных организаций, использующих культуру и традиции казачества в воспитании подрастающего поколения; обобщение и распространение опыта патриотического воспитания на основе православных, духовных ценностей казачества.

Деятельность центра казачества организована в форме станичного правления и на основе демократического взаимодействия – в этом заключается новизна педагогического подхода.

Для реализации программы «Развитие личностного потенциала современного молодого человека посредством приобщения к лучшим традициям казачества» задействовано: 2 педагога дополнительного образования, 2 историка, 2 преподавателя физкультуры, преподаватель военных дисциплин, психолог, священник, кандидат педагогических наук.

К работе над проектом привлечены: Православная Церковь; казачьи общины с. Акутихи, г. Барнаула, г. Бийска, с. Быстрый Исток, с. Верх-Катунска, с. Маймы, г. Новосибирска, с. Смоленского, с. Чемровки; спортивный клуб «Эфа»; военно-патриотический клуб «Спутник»; клуб мототуризма «Рейд».

Организовано взаимодействие с учеными МСА, БПГУ им. В.М.Шукшина, в перспективе – организация сотрудничества с учеными и образовательными учреждениями, занимающимися культуротворческими и этнопедагогическими подходами.

В основу модели образовательного центра казачьих кадетов заложены казачьи заповеди, например: казачья заповедь «Служи верно своему народу, а не вождям» реализуется через: изучение героического прошлого Отечества; знакомство с образами положительных героев казачьей истории; встречи с участниками Великой отечественной войны, локальных войн; привлечение кадетов к поисковой историко-краеведческой деятельности; шефство над семьями погибших в локальных войнах , уход за их могилами; оказание помощи старейшинам-казакам; участие в военно-спортивных эстафетах, военных лагерях, в военно-патриотических лагерных сменах.

«Честь и доброе имя для казака дороже жизни» (казачья заповедь) ярко представлена во время торжественного принятия присяги:

в день святого Михаила (18 ноября) казачьи кадеты принимают присягу, на которой присутствуют атаманы Алтайского Отдельского казачьего общества, Алтайской краевой казачьей общины, Бийского городского казачьего общества, священник храма Дмитрия Ростовского, представители военного комиссариата, управления Администрации г. Бийска по молодежной политике, Администрация г. Бийска и другие почетные гости. В настоящее время в центре занимается 53 кадета.

Сущность постижения чувств патриотизма реализуется также через: изучение истории казачьей культуры; освоение основ казачьей этики; знакомство с военным делом казаков; постижение основ экономики и землепользования казаков.

Развитие духовно-нравственных чувств осуществляется посредством: формирования гуманистического мировоззрения; создания атмосферы принятия каждым каждого; постижения основ Православия; богообщения; посещения церковных служб; участия в крестных ходах; празднования православных казачьих торжеств; содействия становлению собственной жизненной позиции, определенной линии нравственного поведения; формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности; организации акта встречи ребенка с культурой, при котором ее избранные элементы становятся личностно значимыми; сочетания значений, смыслов, ценностей, пребывающих в культуре, с жизненным опытом, личностными смыслами, субъективными переживаниями воспитанников.

В основе актуализации креативного потенциала лежит: постижение ценностей, многоукладного быта, этикета, традиций казачьей культуры; изучение произведений изобразительного, словесного, песенного, танцевального искусства казаков; освоение языка, сказаний, мифов, былин, прибауток, песнопений, танцев, хороводов, игр и художественной литературы казачества; знакомство с менталитетом казаков; «вживание» в казачью культуру; постижение художественных образов, отражающих казачью культуру; возможность самовыражения посредством импровизации и перевоплощения; участие в костюмированном действе; реализация активности учащихся; изготовление атрибутов казачьей культуры; участие в конкурсах и фестивалях.

Исходными идеями, распространенными на все компоненты модели, стали взаимосвязанные и взаимообусловленные принципы – аксиологический, культурологический, субъект-субъектный.

За 6 лет существования военно-патриотического центра казачьих кадетов установлены обширные социальные связи, что является свидетельством его открытости и динамического развития. Активное социальное взаимодействие позволяет осуществлять сотруднические и сотворческие отношения, достигать организации более высокого порядка.

Для развития в будущем центр видит свои перспективы в: расширении границ проекта, создании филиалов; пополнении рядов казачьими кадетами городской казачьей общины; создании ресурсного центра на базе экспериментальной площадки по военно-патриотическому воспитанию; создание городского координационного центра (организация военно-полевых сборов при участии воинских частей города; подготовка и участие во всероссийских региональных ярмарках, фестивалях; мониторинг, обобщение и распространение опыта в виде печатной продукции: брошюры, сборники учебно-методических материалов; установление связей с казачьими формированиями РФ.

За годы работы центра казачьих кадетов его воспитанники и педагоги стали организаторами и участниками разнонаправленных дел: городских, краевых, межрегиональных фестивалей, выставок-ярмарок, круглых столов, конференций по военно-патриотическому воспитанию. Успешное участие казачьих кадетов в соревнованиях по военно-прикладным видам отмечено Дипломами, Почетными грамотами, Благодарственными письмами разных уровней. Вокально-театральная казачья студия «Хуторок» - многократный победитель краевого фестиваля патриотической песни «Пою мое Отечество», регионального конкурса «Так зажигают звезды». Педагогический коллектив краевого центра казачьих кадетов награжден Дипломом лауреата Всероссийского конкурса педагогических программ «Искусство воспитания – 2007».

Перечисление формальных признаков не может вместить тот жизненный смысл, истинные ценности, которые приобретают в центре молодые люди, приходя из пустоты сегодняшнего дня. Субъект – субъектное взаимодействие с педагогами помогает казачьим кадетам сформировать устойчивую мировоззренческую «Я – концепцию». Гуманистические национальные ценности способствуют формированию яркой самобытной личности гражданина – патриота.