Обучение инвалидов, как особая проблема в реформировании системы современного образования.

С.В. Казначеев, М.И. Ципцина

«Целые годы, десятки лет душа может оставаться недоразвитой; но перспективы выпрямления сморщенной души неожиданно могут раскрыться, - эта возможность никогда не закрыта ни для одной души» (В.В.Зеньковский, 1996. С.56).

Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих отклонения в развитии и ограничения возможностей (по материалам Н.С Грозной, цит. По: Специальная педагогика, 2000). Этот процесс, по данным многих исследователей, не есть путь максимально возможной компенсации имеющихся в человеке биологических дефектов, лежащих как бы в основе дисгармонии личностного развития ребенка или взрослого. Это путь компенсации социумом недостатков, прежде всего, психо-социального развития этих людей. То есть ликвидация в них очевидного дефицита знаний о природе, сути явлений, форм, свойств окружающего мира, предоставление возможности для лёгкой коммуникации с другими людьми, преодоление трудностей в выборе ими будущей профессии и так далее. Не секрет, что попадая в другую среду (по сравнению с домашней обстановкой) человек с ограниченными возможностями всегда оказывается перед решением весьма сложных личностных проблем, которые не решаются сами собой при его помещении в ту или иную образовательную среду, образовательное пространство. Известно, что любые специализированные учебные группы или классы куда и попадают именно эти дети и подростки, не имеют возможности в полной мере заниматься решением проблем их дальнейшей социализации. Учителя и педагоги подобных учебных групп, в основном, используют своё время общения с инвалидами для решения общих образовательных задач и их обучения умениям и навыкам работы по какой-либо, чаще всего достаточно «простой» профессии.

В настоящее время, по мнению известного российского психолога Соколовой Е.В., постоянно работающей с детьми, у которых наблюдаются различные отставания в физическом и умственном развитии, система специального образования в России переживает достаточно тяжёлый кризис, так как выпускники коррекционных и общеобразовательных учебных заведений, где учатся дети и подростки инвалиды, в своей основной массе не получают нужные им рабочие места, так как своим уровнем образования плохо удовлетворяют требованиям работодателей. Приведенное обстоятельство создаёт реальные условия для смены существующих парадигм в теории и практики организации и ведении специальной психологии и педагогике, т.е. к созданию нового образца обучения, воспитания, социализации, профориентационной работы с людьми, имеющими недостатки в физическом и психическом развитии. Можно надеяться на то, что благодаря такой разработке и реализации новой гуманистической парадигмы специальной педагогики станут возможными приближение специального образования к требованиям современной цивилизации и более полное удовлетворение физиологических, социокультурных, профессиональных потребностей лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Мировой опыт использования средств и методов специальной педагогики позволяет уже сейчас, в общем, представить себе некие контуры новой модели учебно-воспитательной работы с инвалидами разного возраста, пола, типа инвалидности. Её составными частями могут стать:

  1. Двухуровневый принцип введения инвалида в общеобразовательное пространство школ и профессиональных училищ. Это предполагает на первом этапе социализации предварительную воспитательно-образовательную работу с инвалидом в начальной, изолированной от других учащихся группе целью которой должно быть обучения этих детей первичным навыкам коммуникации друг с другом и окружающими их людьми, а также навыкам поименования окружающих вещей, предметов, материальных тел и живых существ. На втором этапе - постепенное введение инвалидов в классы общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей, профессионально-технических училищ для продолжения общего образования, но с параллельным и обязательным обучением их умениям и навыкам работы в адекватной их физическому состоянию и интересу будущей профессиональной деятельности. Соблюдение данного условия должно предполагать освобождение этих учеников от изучения наук, где широко применяются абстрактные понятия, философия, символы вещей и предметов (за исключением математики отдельных разделов химии, физики, биологии) которые они не могут идентифицировать и обсуждать на языке доступного им общения. Например, жестом трудно объяснить понятие вакуума, материи, космоса, элементарной частицы, передать ощущение цвета, звука и так далее. Человек может понять только то, что он может чувственно, эмоционально осознать, заставить двигаться в своём сознании.

  2. Организация учебного процесса таким образом, чтобы на занятиях по предметам изучение последних шло по пути перехода от описания их простых, проверяемых на практике составных частей, к общей конструкции, даваемой учащимся в виде явного чувственного объекта, имеющего прямое отношение к возможности его практического использования в повседневной жизни инвалидов. Лучше всего, если изученная вещь, объект окружающей среды, ставший предметом внимания на каждом конкретном занятии, будет иметь непосредственное отношение к будущей профессиональной деятельности. Другими словами, для этих людей обучение в учебном заведении должно быть организовано так, как это было принято в истории российского этноса. В родовой общине любой ребенок, прежде всего мужского пола, в 8-9 лет отдавался на обучение мастеру в статусе подмастерья, что давало ему возможность, как бы самому, в будущем, стать мастером своего дела, слив своё тело и сознание с объектом ремесла под руководством опытного наставника.

  3. Обучение инвалидов профессии должно проводиться с обязательным, наиболее полным использованием возможностей сохранного у них сенсорного канала сбора внешней информации (глухие – зрение, слепые – слух и тактильные ощущения, дети с дефектом позвоночника – возможности всех действующих в них сенсорных каналов и так далее). Эта работа должна проводиться в частом сочетании различных внешних воздействий (на уровне фона) на зрение, слух, тактильные ощущения, если в их работе фиксируются патологические изменения. Это может происходить через включение в учебу глухих людей негромкой, но выражено ритмичной музыки, цветомузыки для людей с дефектом зрения, пальчиковой и другой микромоторной гимнастики для лиц с дефектами двигательного аппарата.

  4. Обязательным элементом обучения людей с ограниченными возможностями могут и должны стать комплексы общеукрепляющих физических упражнений, приёмы закаливания, правильно организованное питание, щадящий режим учебной деятельности, обеспечение полноценного сна. Принимая во внимание тот факт, что у детей инвалидов составной частью жизни является хронический стресс, особое внимание в их воспитании необходимо уделять занятиям художественно-эстетической направленности и различным видам арт-терапии (лечение болезней искусством).

  5. Составной частью предлагаемой модели образования и воспитания лиц с ограниченными возможностями должно стать правильно организованное досуговое время, заполнение которого должно производиться через активное включение учащихся в изучение народной культуры, народного фольклёра. Именно в ней есть множество рациональных элементов, даваемых в игровой, интересной для детей форме, дополнительной борьбы с дефектами их умственного и физического развития.

Подводя итог сказанному, можно говорить о том, уже сегодня имеется много специализированных программ и учебных заведений, где уже в течение достаточно большого количества лет ведётся успешная работа по социализации инвалидов, дающая положительные результаты. В заключении этой статьи хочется привести слова известного психолога В.М.Сорокина, который в своей известной книге «Специальная психология: учебное пособие, вышедшее в 2003 году (стр. 199) писал, говоря о детях с измененным личностным развитием, личностные изменения «возникают не прямо под влиянием нарушения какой-то конкретной функции», а опосредованно, «в процессе включения человека в систему общественных отношений».