Учение о рае, ламаизм

Тенденция к конкретизации общих положений буддизма, свойственная ламаизму, привела, в частности, к разработке учения о рае, оттеснившем в какой-то степени в сознании верующего туманную нирвану на второе место.

Учение о рае в ламаизме развивалось в тесной связи с развитием представления о будде Амитабе (Амида, Абида). Именно он уничтожил важнейшую причину страданий - сладострастие.

Рай в ламаизме представлен как земля, где почва очень плодородна, пыль там не пылит, большая часть земли ровная поверхность, предметов нерпиятных на вид вовсе нет. Там всё прекрасно, и куда ни посмотри, ничего не найдёшь нехорошего, что не было бы приятно для глаза. А в ценре всего этого благоухания восседает на троне будда Амитаба. Вокруг него - божества более низкого ранга, его помощники.

Но заманчивые перспективы райского блаженства в общем не противоречат основной теории спасения буддизма: ведь рай - только последний этап на пути к окончательному выходу из круговорота бытия.

ПАНТЕОН ЛАМАИЗМА

Объявляя весь «чувственный мир» иллюзией нашего заблудшего сознания, порождением неведения (авидья), ламаизм, широко используя для этого изобразительное искусство, внушает верующим их полную зависимость от поистине грандиозного мира существ сверхъестественных - божеств и духов различного ранга и различных «специальностей».

Все существа в пантеоне ламаизма разделяются на восемь рангов.

На первом месте стоят будды (т. е. «просветлённые», «прозревшие») - те высшие руководители, которые якобы систематически являются в мир людей для проповеди пути к спасению. Ламаизм точно определяет число таких спасителей - их тысяча.

Ко второму рангу божеств относятся идамы, или божества-хранители. Здесь на первом месте стоит Адибудда - исконный, первичный будда, первопричина мира и «хранитель всех тайн» в форме Ваджрадхары, который силой своей мудрости и созерцания эманирует из себя пять так называемых дхаяни-будд («будд созерцания»). Они порождают бодхисаттв созерцания - божества, играющие уже прямую и непосредственную роль в спасении живых существ, содействуя этому своими магическими возможностями.

Третий ранг - будды, обредшие человеческий облик. К ним относятся пять «победителей».

Четвёртый разряд божеств - бодхисаттвы. В раннем буддизме бодхисаттвами назывались те живые существа, которые в результате накопления неизмеримого объёма добродетели являлись уже потенциальными буддами.

Главных бодхисаттв восемь. Они носят высокий титул «сыновей будды». Это божества, способные вмешиваться в ход земных процессов и людских судеб, ведущие непримеримую борьбу со злыми силами мира.

Кроме бодхисаттв мужского пола есть и женские бодхисаттвы. Среди них наибольшей популярностью пользуется Тара, почитающаяся как юм (санскр. шакти), мистическая супруга Авалокитешвары, «рождённая из его слёз».

Пятый разряд божеств - чисто женский. Это дагини («воздушные путешественницы»). Они свободно передвигаются в небесном пространстве, повелевают демонами и могут показываться тем, кто ищет их помощи или вызывает их заклинаниями.

Шестой разряд божеств - страшные «хранители закона» (дхармапалы, тибетск. докшиты) и «наводящие ужас палачи». Это - грозные защитники веры.

Разряд юллха («боги местности») охватывает многочисленные формы сопровождающих главных богов менее значительных божеств, вошедших в ламаистский пантеон частично из пантеона индуистского, но главным образом трансформированных ламаизмом духов тибетского и монгольского шаманизма.

Восьмой разряд - сабдыки - «хозяева земли», покровители от дельных конкретных гор, рек, родников, деревьев, камней, населённых пунктов и т. д.