Теории на происхождение российского герба

В России, как и во многих странах Европы, эмблемы, из которых в дальнейшем сложился государственный герб, появились в средние века. В конце XV века первый государь объединенной Руси Иван III «строит» общегосударственную печать. Предположительно символика русского герба ведет начало от этой печати. Действительно, печать представляет впервые соединившихся и неразрывных в течение многих последующих столетий всадника, поражающего копьем дракона и двуглавого орла с коронами на головах, но если на печати Ивана III обе эмблемы выступают как бы на равных, занимая каждая свою сторону, то уже со следующего века двуглавый орел «завоевывает приоритет». В XVII веке он становится главной эмблемой российского государственного герба.

У русских князей тоже имелись свои собственные личные печати с различными на ни х изображениями. В XV веке великие московские князья начали передавать свои печати по наследству. Так, Иван III Васильевич унаследовал от своего отца великого московского князя Василия II печать, на которой изображен лев, терзающий змею. Судя по сохранившимся от Ивана III грамотам, они скреплялись различными печатями. В западноевропейской историографии имеется достаточное количество работ, в которых воссоздается эволюция двуглавого орла как специфического знака, превратившегося в герб двух крупнейших европейских монархий - Российской Австро-Венгерской. Изображение двуглавого орла известно с глубокой древности как отражение религиозных верований народов Передней Азии. Двуглавый орел в древних цивилизациях существовал как мифологическое существо и как художественный образ.

Начиная с XVIII века двуглавого орла можно увидеть на монетах и печатях разных правителей в Западной Европе. Он превращается в гербовую фигуру вместе с развитием в средневековой Европе системы геральдики. В какой то момент двуглавый орел приходит на смену одноглавому - «римскому ору». Иногда обе эмблемы сосуществуют вместе.

Западноевропейские исследователи считают, что Византия, которая до крестоносцев не знала гербов, использовала эту эмблему как украшение, орнамент, а не в качестве государственной эмблемы. Доказательством является отсутствие двуглавого орла как государственного знака на византийских монетах, печатях, надгробиях, на щитах или одежде и так далее.

Правда существуют некоторые данные о знакомстве морейских деспотов, одним из которых был отцом Софьи Палеолог, с двуглавым орлом. Например, в морейской церкви имелось мозаичное изображение двуглавого орла.

Можно предположить, что средневековой Руси была знакома эмблема двуглавого орла в то время, когда она использовалась как художественный мотив и в исламском мире, и у южных славян, с которыми возобновились связи, прерванные с монголо-татарским нашествием.

По мнению зарубежных исследователей, изображение на печати русского царя двуглавого орла свидетельствует о желании московского князя продемонстрировать равенство с западными странами, особенно с императорами Священной Римской империи.

Свидетельства о стремлении Ивана III поставить себя наравне с первым монархом Европы общеизвестны. Это проявилось, в частности, в некоторых дипломатических акциях. Например, в ответ на предложение посла Священной Римской империи, который передал пожелание своего монарха короновать великого московского князя, тот ответил, что власть он имеет от прародителей своих, что он государь на совей земле Божиею милостью и никакого королевского титула он не хочет ни от кого иметь.

Западноевропейские монархи считали себя прямыми потомками римских императоров. В процессе утверждения этой концепции власти возник и символ императорской власти - двуглавый орел, который отличал эту власть от королевской, обозначаемой орлом одноглавым.

Объединение русских земель, выход молодого государства на международную арену, усиление его значимости в Европе - эта новая ситуация заставляла московского князя пересмотреть концепцию власти. И вместе с отраженными в летописях идеями о божественном и наследственном ее происхождении возникает концепция равенства по рождению русского государя и западноевропейских, сто повлекло за собой появление эмблемы, выражающей знатность происхождения - двуглавого орла.

Не меньшее значение имел всадник, поражающий копьем дракона. Тенденция изображения светского всадника на русских княжеских печатях прослеживается еще с XII века. Символизированный портрет самого князя, представленный в виде всадника, можно встретить на великокняжеских печатях Александра Невского.

Близость фигуры всадника образу популярного святого Георгия-змееборца побудила потомков соединить их в одно целое.

Популярность культа святого Георгия именно как заступника-воина, объясняет, почему святого всадника использовали князья, в частности московские, считая его своим покровителем, прежде всего в военных делах.

  • Юлия

    Гость