Религия и общество

Одна из линий, проходящих через всю историю религиеведения, - трактовка религий как суммы переживаний отдельного человека, хотя на разных этапах развития и у разных деятелей эта линия выражена неодинаково ярко и в различных формах. Религия как "чувство абсолютной зависимости" (Ф. Шлейермахер), продукт взаимоотношения "Я и Бог" (С. Кьеркегор), размышления "философствующего дикаря" (Э. Тейлор, Г. Спенсер),подсознания и связанной с ним деятельности "Я и СверхЯ" (З. Фрейд и неофрейдисты), психической отягощённости и тяжёлых внутренних переживаний заброшенной в мир личности (К. Ясперс, М. Хайцегер, Н. Марсель), "религиозного опыта" индивидуума (прагматизм, в особенности У. Джеймс), "встречи" того же индивидуума с Богом (современный протестантизм - К. Барт, неохасидизм - М. Буберс), - эти концепции при всём различии исходных философских позиций демонстрируют подход к религии как к чисто личностному явлению.

Вместе с тем документы, в которых зафиксированы догматические основы любого вероучения, не представляют собой результата индивидуального пророчества основателя какой-либо религии. Не отрицая роли тех личностей, которые стояли у колыбели конкретного религиозного движения, будь то Христос, Мухаммед или Будда, мы понимаем, что их проповедь не оставалась "гласом вопиющего в пустыне" прежде всего потому, что она питалась актуальными для их времени переживаниями и чаяниями большинства людей, т.е. отвечала умонастроению эпохи. Всякое возникающее и укоренявшееся религиозное учение было в этом смысле общественным продуктом.

Освещение проблемы личных или общественных корней религиозного сознания имеет большое значение для решения проблемы генезиса религии, поскольку с момента своего возникновения религия оказывала существеннейшее влияние на все стороны жизни общества, в особенности на развитие духовной культуры.

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ХОД ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Будучи явлением общественным, религия не могла не играть серьёзную роль в жизни общества на всех этапах его истории. Речь идёт о роли и религиозной идеологии, и религиозных институтов. Первая далеко не всегда прямо воздействует на человеческое поведение, и тем самым - на ход общественного развития. Своего рода многогранность религиозной идеологии позволяет её играть в истории общества противоречивую роль. В те периоды истории общества, когда идеология выступала полностью в религиозной форме, интересы противоборствующих социальных сил получали выражение хоть и в различных, но именно в религиозных идеях (например, в средневековой Европе еретические убеждения являлись идеологическим выражением соответствующих социальных движений против господствующего феодального строя, освящавшегося ортодоксально-католическим учением).

Разумеется, роль религии не следует рассматривать только с политической стороны. Влияние религиозно-церковных институтов и самой религиозной веры распространяется на все области социальной и индивидуальной жизни людей. Она воздействует на развитие материальной и духовной культуры, в частности, на естественные и общественные науки, историю искусств, эволюцию морали и нравов, форм общественного и семейного быта.

Церковь как социальный институт объединяет людей на почве общей веры, обеспечивает им потустороннее "спасение". Выполняет она и другие социальные функции. Например, часть церковных средств, получаемых от верующих, используется на другие религиозные цели - издание канонической и проповеднической литературы: содержание специальных учебных заведений, готовящих священнослужителей, миссионеров и проповедников; содержание духовенства, обслуживающего религиозные потребности верующих. В целом хозяйственно-экономическая деятельность церкви отражает одну из сторон социального характера религии.

На различных этапах своего развития церковь играла весьма серьезную политическую роль. Существовали даже теократические государства, в которых власть формально принадлежала самому Богу, что выражено и в термине "теократия". Это определение можно отнести к арабским халифатам средневековья, к Ватикану, а также к Тибету, где верховным правителем являлся Далай-лама.

Церковь выступает активной общественной силой. Это соответствует всем ее традициям и будет характеризовать ее постоянно, поскольку она функционирует как социальный институт, организационно воплощающий религию в качестве формы общественного сознания.

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ РЕЛИГИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Особую актуальность вопрос о роли религии как социального явления приобретает в наше время, на современном этапе общественно-политического и культурного развития.

Церковные организации различных религий активно действуют непосредственно в политической сфере. В ряде случаев название той или иной политической партии прямо указывает на связь с определенной религиозной идеологией и церковью (христианско-демократическая партия), названия некоторых восточных государств дают знать о приверженности этих государств исламу. Участие церкви в политических и общественных движениях проявляется также в деятельности клерикальных профсоюзов, молодежных и женских организаций, студенческих союзов, крестьянских обществ, кооперативов и т.д.

Велика роль церкви и проповедуемой ею религии в социальной сфере, материальной и духовной жизни общества, общественном и культурном развитии человечества. Религия и связанные с ней церковные институты сегодня, как и прежде, представляют собой важнейшее социальное явление, изучение и понимание которого необходимо каждому образованному человеку.