Медь для колокольчиков

Из низких сортов меди колокольчики выходят темным цветом; для того, чтобы они были светлые, их квасят, т.е. кладут на несколько часов в квасную гущу, разведенную водой; колокольчики из хорошей меди не требуют квашенья. Неровности, оказавшиеся при отливке, спиливаются у краев и уха, затем вещь поступает для обтачивания на обыкновенный токарный станок. Печи для плавки меди употребляют двух родов : шахтные для больших церковных колоколов и горны для мелких сортов. Горючий материал для шахтных печей состоит их сосновых и еловых дров, а в горны идет преимущественно древесный уголь со смологонных заводов, почему и называется смоловым; уголь этот, как дающий более жара, предпочитается углю ямному… Тигли для плавки меди употребляют графитовые, английские, вышиною осьмидюймовые.

Колокольные мастера, работая более по опыту, мало имеют научных сведений о сплавах различных металлов. Достоинство колоколов и колокольчиков определяют по звону: лучшими считаются те, которые соединяют в себе нежность и силу. Мастера дали названия разным тонам дужных колокольчиков, например, звон малиновый, звон ямской, были попытки дать названия некоторым тонам: звон Шиллеровский, Глинкинский, Валдайский"”

Отливаемые кузнецами, крестьянами, мещанами притрактовых центров, они на протяжении всего 19 века (который может восприниматься как “время колокольчиков” в России: ни до, ни после такого времени ни у России, ни у других стран не было) оставались предметами кустарного производства наиболее ярко выразившими характер русского мировосприятия.

Ямщицкий колокольчик мыслился в первую очередь как сигнальный инструмент, предотвращавший дорожно-транспортные происшествия и позволявший заблаговременно оповестить служащих постоялых дворов о приближении экипажа. Колокольчики корректировали движение лошадей на тракте, ритмом своего звучания задавая им тот или иной темп.