Колокола

Долгое время в России колокольная традиция существовала и передавалась в устной форме. Преимущественно фольклорно существовала и история русского колокольного литья, в том числе и валдайского.

Так предания связывают начало колокольного производства на Валдае с разбившимся здесь в конце XV в. вечевым новгородском колоколом. По легенде из его осколков и родились знаменитые ямщицкие колокольчики Валдая.

Другое поверье (а их множество) относит начало колокольного литья на Валдае к XVII в. В 1656 году государев мастер Александр Григорьев отливал в Иверском монастыре Никоновский колокол. Оставшуюся от отливки колокола бронзу мастер отдал помогавшим ему валдашам. С тех пор, сказывают, в Валдае и льют колокола.

Колокола, возможно, и лили в XVII в., но то, что принято называть валдайским (то есть ямщицким) колокольчиком, появляется не ранее II половины XVIII в. Ямщицкие колокольчики были, в первую очередь, необходимы на главной, самой оживленной дороге России - Московско-Петербургском тракте. Центр производства их возник в Валдае, находящемся на середине этого тракта. Местные мастера издано славились кузнечными изделиями – в кузницах и стали отливать первые валдайские колокольчики. 

Исторически первое описание технологии колокольного литья дал монах Теофил, живший на рубеже XI-XII в.в. Изготовление колоколов расценивалось как священнодействие и с VI в., с основания ордена бенедиктинцев, находилось во введении состоящих в нем монахов.

В XVI веке появилась книга В.Бирингуччо Пиротехния на многие века вперед предопределившая технологию колокольного литья. Вот суть этого процесса. Колокол льют в литейной яме. Форма будущего колокола состоит из двух частей: глиняной болванки и верхней части – кожуха из железных прутьев, обмазанных глиной. Болванку и кожух обмазывают жиром, обжигают. Кожух поднимают. Мастер входит под кожух и на внутренней его стороне накладывает надписи, орнаменты. Кожух ставится на место. Пустота между кожухом и болваном заливается расплавленной бронзой. Вся форма при этом засыпается землей, чтобы ее не разорвало. На краях ямы устраиваются плавильные печи. По желобам жидкий металл заливается в форму. Остывает колокол около недели. Потом колокол освобождают от земли, снимают кожух, вынимают из ямы, шлифуют и отделывают. 

Колокольный звон как феномен славянской культуры. История и современность

Антология

Языки: Русский

Издательство: Издательство Белорусского Экзархата - Белорусской Православной Церкви

ISBN 978-9-85511-381-3; 2011 г.

Издание представляет собой сборник статей участников Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию Школы звонарей Минского Епархиального управления. В нем представлены работы ученых и специалистов из России, Беларуси и Украины по истории, теории и практике колокольного звона.

Адресовано музыкантам, звонарям и всем, кому не безразлично возрождение традиций православного колокольного звона Русской Православной Церкви.

Колокольный перезвон. Колокола в литературе, музыке и живописи

Автор: Надежда Большакова

Иллюстратор Дмитрий Дмитриев

Языки: Русский

Издательство: Опимах

ISBN 978-5-903748-28-0; 2011 г.

Читателю предлагается книга члена Союза писателей России Надежды Большаковой. Это книга-исследование, своеобразная энциклопедия истории колоколов, колокольного звона, без которых немыслима жизнь православного человека. Редкое и дорогое издание, тираж всего 3000 экземпляров.

Автор прослеживает драматическую судьбу Русской Православной церкви от разрушения храмов, уничтожения колоколов до их возрождения. 

В книге широко представлено творчество русских и зарубежных писателей, поэтов, композиторов, художников, в работах которых разносторонне описаны и колокола, и искусство колокольных звонов. 

Большое внимание автором уделено устному народному творчеству, где колокола и колокольцы неразрывно связаны с традиционной народной культурой. Книга будет интересна широкому кругу читателей.