Духовная культура

Для каждого человека имеет важное значение его близость к духовной культуре человечества. Чем дальше человек от этих духовных сокровищ, тем он стоит ниже как мыслящее и чувствующее существо. Чем прочнее духовные нити связывают человека со всем человечеством, тем выше он как член человеческого общества. Любой зверь, родившийся и выросший в зоопарке, среди людей, останется зверем. Любое дитя человеческое вне человеческого общения, не сможет стать человеком несмотря на все свои физические данные, сближающие его с предками.

Духовное богатство современного человечества включает все интеллектуальное, социальное, историческое, этническое многообразие. Это многообразие еще более увеличивается тем, что каждая личность индивидуальна. Все люди, как писал И.Я.яковлев, разные, хотя и обозначены одним словом человек. Единое человечество будущего воплотит в себе все прогрессивное многообразие прошлого и настоящего и будет состоять из всесторонне развитых членов, представляющих в трансформированном виде все это многообразие.

Духовная культура есть аккумулированная и концентрированная, энергия, накоплена всем многовековым развитием человеческой цивилизаций, усилиями всех поколений наших предков. Связь между поколениями обеспечивается воспитанием. Поэтому педагогическая культура является своего рода двигателем, приводящим в движение человеческий ум, использующем эту аккумулированную и концентрированную духовную энергию. Сохранение и развитие духовной культуры немыслимо без соответствующего педагогического процесса.

Традиции как бы организуют связь поколения, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразные традиции, тем духовно богаче народ, не что так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традициями и современностью все -более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует воспитанию теряемого сейчас наследия. Такое воспитание может, быть спасительным для человечества.

В настоящее время бесценное знание сельских ребят умирают без применения из-за игнорирования их в школьном образовании. Сельская крестьянская культура, богатая традициями представляет собой великое духовное сокровище человечества. И возможности этой культуре далеко не исчерпаемы.

Уже в древне русских летописях в устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитаем и обучаем, что самое ценное человеческое качество - Добродетель, и его надо прививать, необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Добродетель есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать умеет тот кто знает, как именно надо поступать. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и поведением выступает воспитание. Следовательно, никакая человеческая добродетель невозможна вне педагогической культуры, являющейся чрезвычайно важным компонентом духовной культуры человечества. Соответственно педагогическая культура пользуется всеми важнейшими достижениями человеческой культуры - наукой, искусством. Искусство воспитывает чувства, философию, интеллект, педагогика регулирует и то и другое. Особенности педагогического творчества состоит в том, что в процессе воспитания накопленные духовные богатства не только передаются из поколения в поколение, но и перерабатывается, совершенствуется, развивается и обогащаются. Педагогический процесс поэтому означает одновременно и духовный процесс в целом.

Духовное начало

Природа и духовное начало народных воспитательных традиций

Духовность нации - сложное понятие. В русской религиозной философии оно использовалось прежде всего для объяснения самостоятельности культурной субстанции народа и определяющей роли исторических судеб наций. В советской теории оно не было столь употребимо и не нашло своего места как в системе понятий, характеризующих уровни сознания, самопознания нации, так и в сфере ее этнопсихологического бытия.

Судьба нации зависит от ценностных свойств и качеств ее ментальной структуры. Как писал русский философ П.И.Новгородцев, не политические партии спасут Россию, ее воскресит воспрянувший к свету вечных истен святой народный дух.

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия.

Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа имеет огромную власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом начало смысла, причем, это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогике естественностью народного воспитания.

С природой как с решающим фактором воспитания согласовывается и утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви.

Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единства высшая гармония жизни на земле. Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде...

Природа - великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-разному используют природу как фактор воздействия на личность.

Все что согласуется с природой, должно рассматривается как благо, что противоречит ее развитию - как зло и извращение. Этот педагогический принцип был глубоко и всесторонне обоснован Я.А.Коменским. На тех же позициях стояли Руссо, Песталоций, Ушинский, Толстой.

Что же касается системы воспитания В.А.Сухомлинского, то она вся насквозь природосообразно, жизнесообразно, и в этом её сила. Высочайшая жизненная мудрость состоит в том чтобы человек вверил себя природе, прошел бы жизнь, озираясь на неё, предоставлял бы ей руководить собой. Принцип природосообразности является высшим, основным принципом всего воспитания и всей человеческой жизни.

В работе Этика П.А.Кропоткин доказал, что этические нормы предшествовали религии. Он выводил нравственность непосредственно из опыта природы. Справедливость этой точки зрения не требует особых доказательств. Этика животных и растений может быть образцом подражания для человека.