Что такое ты?

Однажды царь Милинда спросил бхикшу Нагасену:


— Глаза — это ты? Нагасена, смеясь, ответил:


— Нет.


Царь Милинда настаивал:


— А уши — это ты? А нос — это ты?


— Нет!


— А язык — это ты?


— Нет!


— Но твоя личность пребывает в теле?


— Нет, материальное тело обладает лишь кажущимся бытием.


—Наверное, твоя истинная субстанция — разум?


— Тоже нет! Милинда разгневался:


— Раз зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, разум — всё это не ты, не является твоей истинной, существующей субстанцией, то где же ты пребываешь?


Бхикшу Нагасена улыбнулся и, в свою очередь, спросил:


— Окно — это дом?


Милинда разозлился, но через силу ответил:


— Нет!


— А двери — это дом?


— Нет.


— А кирпичи, черепица — это дом?


— Нет.


— Ну тогда, может быть, колонны и стены — это дом?


— Тоже нет!


Нагасена улыбнулся и сказал:


— Раз окна, двери, кирпичи, черепица, стены и колонны — это всё не дом, так где же пребывает дом?


Тут царь Милинда ощутил пробуждение и осознал единство причин, условий и следствий, понял, что они нераздельны и их нельзя рассматривать по отдельности. Дом становится домом благодаря сочетанию множества причин и условий, человек также становится человеком, когда наблюдается определённое единство причин и условий.