ГлавнаяСМИРоль СМИ

Роль СМИ

Роль средств массовой информации в конце тысячелетия необыкновенно возросла, и, следовательно, должны измениться требования к журналистике и журналистам. Современные технологии (спутниковая связь, электронная почта, Интернет, пейджеры, персональные компьютеры и т.д. и т.п.) позволяют прессе быть сверхоперативной; информационное пространство не только расширяется, но и становится, если так можно выразиться, крайне интенсивным, уплотненным; "производители" и "потребители" информации постоянно меняются местами - монолог заменяется не просто диалогом, а глобальным полилогом... Современные исследователи, классифицируя прессу, предлагают в том числе альтернативные, контраверсийные пары социо-культурных моделей журналистики нашего времени, соответствующие основным культурным общностям и позволяющие рассмотреть сложные проявления этого вида деятельности в их органической целостности: глобальная - региональная, официальная - неформальная, континентальная - островная, качественная - бульварная, демократическая - тоталитарная, печатная - аудиовизуальная `. Думается, это продуктивный путь описания новых тенденций в журналистике, позволяющий представить современную типологическую систему прессы.

Несмотря на то, что, по данным Российского министерства печати и информации, 1998-й г. принес рекордное количество новых изданий - 4 371 (из них 3 800 приходится на газеты и журналы), что к началу 1999 г. было зарегистрировано более 15 000 газет и более 6 000 журналов, вряд ли следует утверждать: "такая ситуация приближается к ситуации в информационно развитых странах" (И. Д. Лаптев, председатель Госкомпечати России). Ведь статистика умалчивает о том, что большинство газет и журналов, только появившись на свет, канули в Лету. И тому есть ряд причин как объективного, так и субъективного характера. Первые связаны прежде всего с нестабильностью экономики (рост цен на бумагу, типографские услуги, удорожание распространения, аренды и т.п.); диктатом монополистов, коими являются полиграфисты, связисты (УФПС) и распространители ("Роспечать"); неплатежеспособностью населения; люмпенизацией читательской аудитории. Сюда можно добавить и потери, связанные с особенностями некоторых регионов (например, отдаленность от бума-гопроизводящих центров)2. Субъективные причины неудач тех или иных редакций связаны с просчетами при подготовке организационно-правовой и экономической баз, когда не реализуются финансовые, материальные, информационные, творческие ресурсы, ресурсы рабочей силы и др. То есть не все журналисты научились работать по-новому, не все осознали перспективность выпуска газеты (журнала) на основе ре-дакционно-издательского маркетинга и менеджмента.

Маркетинг приобретает специфические черты в журналистике - разновидности духовного производства, особой деятельности, направленной на производство специфического продукта - информации. Это по преимуществу социальная информация, предназначенная для иррационального потребителя (поэтому, например, актуализируется вопрос о психографическом подходе при сегментировании потребительских рынков, изучении образа жизни, характеристик личности, данных социальной стратификации). Сложности массовых информационных процессов связаны с тем, что мы лишь с некоторой вероятностью можем предсказать конечную эффективность акта коммуникации при журналистском, рекламном воздействии. Тем более необходимо минимизировать количество ошибок на всех предшествующих "заключительному акту" этапах. Российская теория журналистики должна пережить момент описания специфики редакционно-издательского маркетинга (менеджмента), обобщения удачных опытов применения его методов, позволяющих создавать эффективные методики. То же относится и к проектной деятельности - дизайну, и к инструменту` маркетинга - рекламе, творческая составляющая которьгх находится в диалектическом противоречии с рациональным маркетингом.

• В себестоимости газеты в конце 1999 г. затраты на бумагу занимали в среднем 70-80 %, полиграфические расходы - 20-30 %. Энергетики за последнее время у дорожили свои услуги в 20 ООП раз, железнодорожники - в 30 000 раз, лесники - в 4 000 раз. Из 1,2 млн. тонн бумаги, производимой российскими целлюлозно-бумажными комбинатами, две третьих уходят за рубеж:, ведь разница в цене на тонну товара между внутренним и внешним рынком на некоторых предприятиях составляет 100 долларов в пользу внешнего. Неизбежно возникает дефицит, хотя предприятия отрасли загружены всего лишь на 4570 %; в центральных регионах. России лесосека используется на 50-60 %, а в Сибири этот показатель вообще не превышает 1-7 %.