О модернизации политической коммуникации

Перейдем к рассмотрению политической коммуникации. Сама идея политической коммуникации довольно неоднозначна. Существует множество ее трактовок. Принято рассматривать политическую коммуникацию как совокупность коммуникационных процессов в рамках политической системы, в рамках общества и между этими двумя сферами. Цель всех этих процессов заключается в формировании общественного мнения, влияющего на конкретные политические решения.

В действительности теперь значение политической коммуникации в рамках политической системы все уменьшается, в то время как в обществе все большую роль играет именно общение, касающееся политики. Можно сказать, что на сегодняшний день принятие стратегических решений в политических партиях по принципу "снизу вверх" неактуально и неуместно.

Следующие категории - это намеренная и ненамеренная политическая коммуникация. Намеренной коммуникацией называются сознательные действия политических партий и лидеров, направленные на получение поддержки. Ненамеренная коммуникация существует благодаря действиям журналистики. В политической науке ненамеренная коммуникация, называемая иначе "Свободные СМИ против Оплаченных СМИ" рассматривается как более влиятельная, чем намеренная.

Резюмируя сказанное: не вызывает сомнения что журналистика своими действиями создает объективную тенденцию ослабления политической коммуникации в пределах политической системы и усиления политической коммуникации в обществе.

Однако политическая система пытается определять процессы коммуникации, существующие вне политических партий и парламентов. М.К.Херманн назвал это Politikvermittlung, и боюсь, что в русском языке нет сходных аналогий. Politikvermittlung - больше чем политическая связь. В это понятие включены все действия политической системы, направленные на получение поддержки, а именно - и политическая коммуникация, и политическая реклама, и политическое участие, и, наконец, политическое образование. За последние двадцать лет количество подобных действий сильно возросло.

Мы можем сказать, что Politikvermittlung профессионализируется, значительно увеличилось количество профессионалов, занятых в сферах политической коммуникации, образования, участия. И дело не только в количестве, одновременно далеко вперед шагнула социальная наука, были разработаны специфические инструменты.

Что касается специфических инструментов политической коммуникации можно сказать, что политика все больше и больше использует характерные техники и устоявшиеся приемы современной журналистики. В государственной политике зачастую информация представляется таким же образом, как и в журналистике. Очень высоко стремление к краткосрочности в информации, к негативизму, персонализации. Эти черты - особенности так называемой американизации политической коммуникации. Они направлены на то, чтобы вызвать максимально пристальное внимание граждан и журналистов.

Краткосрочность в принципе означает, что политическая информация все менее относится к общему долгоили среднесрочным событиям. Она также означает, что темы обсуждения и проблемы формулируются в краткосрочном периоде и немедленно выносятся на повестку дня. Эти темы выбираются таким образом, чтобы улучшить собственные политические позиции. К таким техникам относится, например, создание "информационного повода", псевдособытия, которое не произошло бы если бы их не освещали СМИ. Исследователи полагают, что многие политические события на самом деле всего лишь искусственно созданные информационные поводы.

Персонализация заключается в том, что, прежде всего, внимание фокусируется на политических лидерах и кандидатах, при одновременном снижении внимания к идеологии и программе партии. При персонализации кандидат представляется как всемогущий менеджер, способный на решение любых политических проблем. Конфликты по поводу политических программ отходят на второй план.

Негативизм обозначает проведение "негативной стратегии" политической кампании, в контексте которой посредством разнообразных изощренных способов прежде всего распространяется негативная информация о политическом оппоненте.

Такого рода работой занимаются новые специалисты по коммуникации, называемые "спин-доктора". Это профессионалы, способные в короткие сроки организовать кампанию для партии или отдельного кандидата, умеющие придать процессу коммуникации, являющемуся отрицательным для кандидата новое направление, "раскрутить его в обратном направлении". Мы много слышим о "спин-докторах", приезжающих из США. Голливудский фильм "Хвост виляет собакой" - хороший пример их работы. Это фильм о том, как за несколько дней до президентских выборов всплывают слухи об интрижке Президента с молодой стажеркой, и спин-доктора решают организовать войну с Албанией, которая проходит только на страницах газет, является чистой воды фикцией, но отвлекает публику. Американизация, с одной стороны, - последовательный перенос коммуникационных навыков, ноу-хау, но с другой стороны, мы не сомневаемся в ее отрицательном влиянии на общество.