Телевидение как институт бизнеса

Технология существования коммерческого телевидения известна: получить лицензию на вещание (частоту), закупить контент (телевизионные программы, фильмы и сериалы) и технически обеспечить его доставку до потребителя. Это тот минимум, который необходим для того, чтобы телевещатель смог произвести свой основной «продукт» – аудиторию, которая и выступает в качестве «товара», предлагаемого рекламодателю. Как ни цинично это звучит, но именно в этом состоит суть коммерческого телевидения.

Доход коммерческого телевещателя зависит от того, насколько много у него «товара» (объем аудитории) и каково ее «качество» (состав аудитории по социально-демографическим и потребительским параметрам). Поэтому для нормального функционирования этого «товарооборота» необходима постоянно действующая система измерения аудитории. Один из ее показателей – рейтинг – выступает в качестве валюты на этом рынке. Рейтинг – это и есть объем аудитории вещателя в процентах от всей потенциальной аудитории (всего населения или определенной его части, отдельной целевой группы и пр.). Иными словами, чем больше рекламных рейтингов ( Gross Rating Points , или GRP ) телевещатель может выставить на продажу, тем выше будет его доход. А увеличить объем GRP телевещатель может с помощью двух ресурсов – увеличить свою аудиторию или отдать больше времени под рекламу. Первое предпочтительно для телевещателя, но проблематично в силу достаточно жесткой конкуренции на телевизионном рынке и дефицита контента (привлекательных для зрителей телеформатов - программ, кинофильмов, телесериалов), к тому же не все каналы могут позволить себе дорогие телепроекты и качественный кинопоказ. В этих условиях борьба телеканалов за аудиторию переходит в область мастерства программирования (составления сеток вещания или расписания телевизионного эфира). Тут существуют свои принципы и приемы, которые при грамотном использовании могут способствовать привлечению на канал дополнительной аудитории, то есть росту рейтингов канала.

Однако если аудиторию увеличить не удается, вещатель часто вынужден «открывать дополнительные рекламные объемы», то есть увеличивать время под рекламу, чтобы не допустить серьезного сокращения GRP , и как следствие, рекламных доходов. Но на объем рекламного времени тоже имеются серьезные ограничения – и не только юридические. Телеканалы идут на это неохотно и осторожно, так как чрезмерное увеличение рекламного времени может способствовать еще большему сокращению аудитории, поскольку, как известно, значительная часть зрителей во время рекламных блоков переключается на другие каналы. А поскольку большое количество рекламы вызывает раздражение у зрителей, часть из них может вообще перестать смотреть канал и уйти к конкурентам. Таким образом, балансируя между этими двумя возможностями, коммерческие телевещатели зарабатывают свой рекламный «хлеб».

Составляющие, характеризующие телеканалы в качестве рекламоносителей – рекламное время и аудитория.

И.Полуэхтова