Связь риторики с этикой

На результат выступления оратора влияет оценочное отношение слушателей к его личности. Это отношение - весьма широкая социально-психологическая категория, включающая весь опыт аудитории. Так выступление крупного общественного деятеля, выдающегося ученого, человека с интересной биографией всегда увеличивает аудиторию, обостряет интерес публики. Это обстоятельство было замечено еще в древнем мире. По мнению Аристотеля, оценочное отношение к оратору (этос) наряду с качествами речи и настроением аудитории является одной из важнейших категорий в теории красноречия.

Согласно данным современной психологии этот феномен можно отнести к явлению социальной установки - как разновидности неосознанного отражения, регулятора поведения личности. Позитивная установка по отношению к оратору усиливает воздействие его речи, тогда как негативная может резко ослабить впечатление. В своей структуре установка объединяет элементы эмоционального и рационального отношения к личности при ведущей роли эмоционального начала. Именно этим, прежде всего, определяется удивительная легкость ее возникновения (неправильное произношение слов, небрежность речи могут быстро вызвать антипатию к оратору). Социальная установка в первую очередь определяется авторитетом оратора, т. е. его положением в обществе, знаниями, опытом, известностью. Авторитет - важный фактор внушения, когда критическая реакция заменяется встречной активностью. Сущностью авторитета является своеобразный перенос признания заслуг определенного лица на безоговорочное признание истинности высказываемых им суждений.