Формы безналичных расчетов

Основные положения, связанные с осуществлением безналичных расчетов, регулируются ГК РФ. Платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Расчеты между юридическими лицами, расчеты граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производится в безналичном порядке. Безналичные расчеты производятся через банки и иные кредитные организации, в которых открыты счета организаций и предпринимателей, участвующие в расчетах.

Преобладающая часть платежного оборота приходится на платежи за товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги. Остальная часть расчетов - это расчеты по нетоварным операциям, т. е. расчеты предприятий и организаций с бюджетом, органами государственного и социального страхования, кредитным учреждениям и т. д. Безналичные расчеты осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов.

Под формой расчетов понимается способ совершения безналичных расчетов с применением установленного платежного документа. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.

Документооборот - это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, куда входят:

Выписка грузоотправителем счета - фактуры и передача его другим участникам расчета;

Содержание расчетного документа и его реквизиты;

Сроки составления расчетного документа и порядок его предъявления в банк, а также другим участникам расчетов;

Движение расчетного документа между учреждениями банков;

Порядок и сроки оплаты документа и получение денежных средств;

Порядок использования расчетного документа для взаимного контроля участников расчета и осуществления мер экономического воздействия.

Кодекс не содержит исчерпывающего перечня форм расчетов, а регламентирует лишь основные из них. К ним относятся расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо. Формы расчетов могут предусматриваться законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами или применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, Стороны вправе избрать и установить в договоре любую из указанных форм расчетов (ст. 862 ГК РФ). Спорные вопросы, касающиеся применения тех или иных форм расчетов, решаются в суде, арбитраже, третейском суде, без участия банковского учреждения.

Расчетные документы, используемые при действующих формах расчетов, принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и, следовательно, обязательно должны содержать следующие данные:

наименование расчетного документа;

номер расчетного документа и дата его выписки;

вид платежа (почта, телеграф, электронная);

наименование и индетификационный номер плательщика, номер его счета в банке, наименование банка плательщика и банковский индентификационный код; кореспонденский счет банка получателя в РКЦ.

назначение платежа;

сумма платежа (цифрами и прописью)

наименование и ИНН получателя денежных средств, номер его счета в банке, наименование банка получателя платежа, его БИК, номер кор. счета банка получателя в РКЦ

вид операции;

очередность платежа;

подписи уполномоченных лиц, оттиск печати предприятия;.

При предоставлении платежного документа в банк операционист проверяет правильность заполнения документа, а также наличие на первом экземпляре подписей должностных лиц и качественного оттиска печати.

Расчетные документы выписываются, как правили, с использованием технических средств в один прием под копирку, ?еки выписываются от руки.

Расчетные документы принимаются в банк к исполнению в течении операционного дня банка, т. е. до 13 часов. Документы принятые, баком от клиентов в операционное время, проводятся им по балансу в этот же день.

Итак, разнообразие применяемых форм и принципов выбора той или иной формы расчета при заключении договоров и сделок зависит от конкретной экономической ситуации в стране, и претерпевает значительные изменения при проведении реформ в хозяйственной сфере.

Выбор формы расчетов определяется:

характером хозяйственных связей между контрагентами;

особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;

местонахождением сторон сделки;

способом транспортировки грузов;

финансовым положением юридических лиц.

Выбор формы должен контролироваться банком на соответствии установленным правилам ведения расчетов. Банк должен рекомендовать клиенту руководствоваться при установлении форм расчетов необходимостью максимального их ускорения, упрощения документооборота, исключения встречного перераспределения средств между контрагентами.