Денежная форма стоимости

Переход от натурального хозяйства к товарному, а также требования соблюдения эквивалентности обмена обуславливает необходимость появления денег, без участия которых невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной специализации и имущественной обособленности товаропроизводителей.

Для превращения товара в деньги необходимо:

общественного признания данного факта как покупателем, так и продавцом (оба субъекта при обмене могут отказаться от своих ценностей ради денег)

наличие особых физических свойств у товара -денег, пригодных для постоянной обмениваем ости (качественная однородность, количественная делимость, сохраняемость, портативность)

длительное выполнение товаром - деньгами роль всеобщего эквивалента.

Особенности денег выражаются в следующем:

деньги - это стихийно выделившийся товар (они возникли из обмена, а не по соглашению сторон. В роли денег выступали разные товары, но более пригодными оказались золото и драгоценные металлы.)

деньги - это особый привилегированный товар, играющий роль всеобщего эквивалента; (по происхождению деньги - товар. Выделившись из общей товарной массы, они сохраняют товарную природу и имеют те же свойства, что и любой другой товар: потребительную стоимость и стоимость. Золото, как потребительная стоимость, может быть использовано в виде украшений, с другой стороны на золото было затрачено определенное количество труда. Деньги разрешили противоречие между потребительной стоимость и стоимостью. С появлением денег весь товарный мир разделился на две части: один товар - деньги, и все остальные товары. Потребительная стоимость сконцентрирована на стороне всех товаров, а их стоимость на стороне денег. Товары участвующие в обмене выступают как потребительные стоимости. Деньги становятся выразителем этих потребительных стоимостей всех товаров через свою стоимость.

Благодаря применению денег появилась возможность разделить единовременный процесс взаимного обмена товарами (Т - Т) на два разновременно осуществляемых процесса: первый из которых состоит из продаже своего товара (Т - Д); второй - в приобретении нужного товара в другое время и в другом месте (Д - Т).