Обследование звукопроизношения

В первую очередь выявляют, какая группа (группы) звуков нарушена. Для этого детям младшего возраста можно дать картинку с простым сюжетом, но такую, чтобы на ней были изображены предметы и действия, в названиях которых есть все группы звуков. Ребенок отвечает на вопросы по картинке, а воспитатель отмечает дефекты его произношения. Старшим детям педагог может предложить повторить за ним предложения, в которых также встречаются все группы звуков, например: Бабушка Женя сушила мокрое белье на веревке. Галин черный щенок резвится около дома.

Далее определяют уровень неправильного произношения звука. Чтобы выяснить, может ли ребенок правильно произнести изолированный звук, воспитатель просит малыша повторять этот звук за собой, используя различные игровые приемы. Затем ребенку даются предметные картинки, и он демонстрирует свое умение произносить этот звук в различных словах. А при повторении за педагогом фраз, насыщенных этом звуком, выявляется умение правильно употреблять его во фразовой речи.

Образцы предложений для проверки наиболее часто нарушаемых звуков:

У Зои заболели зубы. Курица с цыплятами пили воду около колодца. Сима и Сеня весело смеялись. У Зины зимой зябнет нос.

У Маши новые шапка и шубка. Жук жужжит - жжж. Щеткой чищу я щенка. Девочки и мальчики скачут как мячики.

Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице.

У Раи на руке рана. Рита с Риммой варят рис.

Яша ел сладкие яблоки. Емеля едет еле-еле. Ежик у елки наколол гриб на иголки. Юля дала Юре юлу. Лайка, громко не лай, Юле спать не мешай.

Коля катается на коньках. Галя гонит гусей домой. Хлебница стоит на холодильнике. Никите купили кеды и кепку. Гена надел сапоги. Мухи сели на хлеб.

Волк воет - в-в-в. Бабушка была больна. Даша дала дыню Диме.

Тетя Дина сидит на диване.

Воспитатель отмечает в тетради результаты проверки (произнесение изолированного звука, в словах, во фразах), определяет уровень нарушения и делает вывод о характере коррекционной работы (постановка звука, автоматизация или дифференциация со звуком-заменителем).

Лучше всего почитать специальные издания по теме развития речи, сегодня выпущено много замечательных пособий, например:

"Слушаем, рассматриваем, рассказываем. Пособие для детей 4-5 лет"

В пособии "Слушаем, рассматриваем, рассказываем" вошли произведения фольклора, стихи, рассказы и сказки отечественных и зарубежных писателей, доступные для восприятия детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Идеально для развития речи.

Слушание произведений, рассматривание иллюстраций к текстам произведений, рассказывание по серии сюжетных рисунков помогут научить детей слушать и слышать художественное слово, развивать у них основные виды речевой деятельности - слушание и говорение.

Пособие содержательно и структурно связано с альбомом рисунков "Рассмотри, раскрась, расскажи" из серии "Словечко" для детей 4-5 лет. Использование этих пособий в комплекте позволяет организовать индивидуальные и групповые занятия с детьми в дошкольных учреждениях разного типа, в подготовительных группах и классах, в семейном обучении.
Автор-составитель: Ефросинина Л. А.

Откуда возникает речь

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, возникает на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков головного мозга. Каждый отдел коры головного мозга имеет свое значение в образовании речи:

Лобные извилины (нижние) - являются двигательной областью и участвуют в образовании устной речи.

Височные извилины (верхние) - являются речеслуховой областью, сюда поступают звуковые раздражители. Эти раздражители поступают в центр Вернике, благодаря этому осуществляется восприятие чужой речи.

Теменная доля - имеет значение для понимания чужой речи.

Затылочная доля - является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенного изображения при письме и чтении)

Подкорковые узлы - отвечают за ритм, темп и выразительность речи.

Проводящие пути - кора головного мозга связана с периферическим речевым аппаратом двумя видами корковых путей - центробежным и центростремительным.

Нервы ядра ствола - в ядре ствола берут свое начало черепно-мозговые нервы: тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв приводит в движение мышцы щек, глаз, губ, т. е. иннервирует мышцы мимической мускулатуры; языкоглоточный иннервирует мышцы гортани и голосовых связок, глотки и мягкого неба, блуждающий проходит по всем органам дыхания и сердца; добавочный нерв иннервирует мышцы шеи; подъязычный нерв иннервирует мышцы языка. Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому речевому аппарату.

Способность к речи

В 1861 г. французский нейрохирург П. Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобных извилин человек теряет способность к членораздельной речи, издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Эта речевая моторная зона, или зона Брока.

Немного позже - в 1874 г.-другим ученым, Э. Вернике, было установлено, что имеется и зона сенсорной речи: поражения верхней височной извилины приводят к тому, что человек слышит слова, но перестает их понимать - утрачиваются связи слов с предметами и действиями, которые эти слова обозначают. При этом больной может повторять слова, не понимая их смысла. Эту зону назвали зоной Вернике.

Местом, где формируются связи между звуками речи, является зона Вернике. Здесь, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные ребенком слова (точнее, их звуковые образы), и всю жизнь он пользуется этой "картотекой". Если произошло кровоизлияние или другое поражение в области верхней височной извилины, то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, и человек перестает понимать слова.

Выработка связей между звуками речи и другими ощущениями происходит в иных областях коры мозга. Вся работа по формированию двигательных речевых программ происходит в зоне Брока. Поэтому при поражении этой зоны коры человек может издавать только нечленораздельные звуки, а связать их в слова не в состоянии.

Последние десятилетия очень большую работу по составлению "карты" речевых зон мозга вел канадский нейрохирург У. Пенфилд. Он уточнил вопрос о речевых областях коры больших полушарий. Кроме зоны Брока (которую он назвал передней речевой областью) и зоны Вернике (задняя речевая область), он обнаружил дополнительную, или верхнюю речевую область, которая не имеет таких определяющих функций, как передняя и задняя речевые области, а играет вспомогательную роль. Ему удалось также показать тесную взаимосвязь всех трех речевых областей, которые действуют как единый речевой механизм.

Все речевые области находятся в левом полушарии головного мозга. Правое полушарие тоже может "научиться" управлять речью, т. е. в нем могут сформироваться речевые зоны; это происходит у левшей, а также в случаях, если пострадало левое полушарие. Это довольно часто наблюдаются при родовых травмах или серьезном поражении левого полушария в раннем детстве. Вопрос о том, в какой мере правое полушарие становится ведущим у левшей, изучается многими исследователями, но до сих пор единого мнения по этому вопросу нет. Пенфилд, например, считает, что и у левшей сохраняется преимущественная роль левого полушария. Однако другой канадский ученый, Б. Милнер, обследовал 123 больных - левшей и пришел к выводу, что у людей с леворукостью ведущая роль левого полушария отмечается в небольшом числе случаев - обычно у них преобладает функция правого полушария. Е. П. Кононова, изучая строение мозга детей, установила, что к двухлетнему возрасту происходит четкое разделение слоев мозговой коры, выявление выраженных особенностей клеток в каждом слое (дифференциация их) в речевых областях (у правшей в левом полушарии, у левшей - в правом).

Итак, преимущественное пользование правой или левой рукой обусловливает формирование речевых зон в правом или левом полушарии мозга. Но у левшей, как показали последующие исследования, все обстоит не так просто. Дело в том, что левши являются, по сути дела, амбидекстрами, т. е. людьми, имеющими две правые руки: ведь левшу все время заставляют что-то делать правой рукой, а он стремится все делать левой. Таким образом, у него тренируются обе руки, а это влечет за собой формирование речевых областей в обоих полушариях мозга. Однако в зависимости от того, какая рука работает все же больше, развитие речевых зон в противоположном полушарии будет на более высоком уровне, а в одноименном полушарии - несколько ниже.