Строение речевого аппарата

Невропатологи говорят о том, что развитие речевых зон в обоих полушариях является своего рода страховкой от потери речи в случаях травм черепа, кровоизлияний в мозг и т. д. Если у левши пострадало левое полушарие, он сохраняет речь, поскольку у него и правое полушарие имеет развитые речевые зоны; если же у него пострадало правое полушарие - выручает левое, в котором тоже имеются речевые зоны.

И. П. Павлов высказал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых "центров" в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением; он напоминал, что среди выдающихся людей большое количество левшей (вернее, амбидекстров).

Для того, чтобы речь человека была понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматическими, т. е. такими, которые осуществились бы без специальных произвольных усилий. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.

Строение речевого аппарата:

Центральный речевой аппарат (регулирующий):

Кора головного мозга:

* подкорковые узлы

* проводящие пути

* ядра ствола

* нервы, идущие к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам.

Периферический речевой аппарат (исполнительный):

Дыхательный отдел:

* грудная клетка

* легкие

* бронхи

* трахея

Артикуляционный отдел (звукопроводящий):

* носовая полость

* ротовая полость

* глотка

Голосовой отдел:

* гортань

* голосовые складки

Строение зубного ряда

Могут наблюдаться отклонения в строении зубного ряда: отсутствие тех или иных зубов, редко поставленные зубы.

Воспитатель отмечает также особенности в строении твердого неба, т. к. от его формы будут зависеть движения и положения языка (высокое, узкое (готическое) небо).

Далее педагог проверяет подвижность органов артикуляционного аппарата - умение ребенка выполнять основные движения, необходимые для произношения звуков родного языка. Сначала выявляется возможность осуществления каждого движения в отдельности, а потом переключения с одного движения на другое - противоположное первому.

Таких пар движений шесть:

1) растянуть губы в улыбке, обнажая резцы, сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Переключать губы из положения в улыбке на положение вытянутые трубочкой (без движений нижней челюсти);

2) зубы сомкнуты, губы в улыбке, обнажают резцы, зубы разомкнуты примерно на 2 см, губы в улыбке, обнажают резцы. Чередовать движения нижней челюсти - смыкание, размыкание зубов (без участия губ и выдвижения нижней челюсти вперед);

3) зубы разомкнуты примерно на 2 см, губы в улыбке, обнажают резцы. Высунуть язык и повернуть к правому углу рта; то же, но повернуть язык к левому углу рта. Чередовать движения языка от левого угла к правому и наоборот при положении губ в улыбке (без движений нижней челюсти влево и вправо);

4) широкий язык положить на нижнюю губу, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Узкий язык просунуть между резцами, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Переключать положение языка с широкого на узкий при открытом рте (без движений губ);

5) поднять широкий кончик языка к альвеолам, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз;

6) приблизить широкий кончик языка к нижним резцам, губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад к подъязычной связке при выгнутой вверх задней части спинки языка. Чередовать движения языка вперед - назад, губы при этом в улыбке, обнажают резцы (без движений нижней челюсти).